20 ноября 2014 17:45
Буровая платформа GSP Saturn вернулась в Мурманск не без приключений
Зафрахтованная «Газпромом» буровая GSP Saturn, которая получила повреждения в арктический шторм 7 ноября, вернулась в Мурманск, сообщает Гринпис.
«Владельцам GSP Saturn в общем повезло, платформа отделалась сравнительно легко – смыло спасательный бот и повредило вертолётную площадку. Такие повреждения могут причинить волны высотой от 5 метров и ветер силой 25 метров в секунду. Но в это время года шторма в Баренцевом море бывают и сильнее, – говорит эксперт в отрасли, попросивший не называть его имени. – В том, что произошло, есть вина компании. Платформу надо было вывозить раньше, еще в октябре».
Напомним, во время буксировки в сезон штормов в 2011 году в Охотском море затонула платформа «Кольская» вместе с 53 членами экипажа и персонала. Ее вывоз с точки бурения также задержали.
Более недели GSP Saturn пережидала шторм, стоя у мыса Канин Нос с опущенными опорами. В данной ситуации это, наверное, был единственный способ избежать более серьезных повреждений. Но такое положение отнюдь небезопасно: если бы стоянка продлилась дольше, могло начаться обледенение платформы, в том числе механизмов спуска опор. Сохранять равновесие тогда было бы крайне трудно, ведь подводные течения могут подмыть грунт под опорами.
«Освоение Арктики напоминает игру в "русскую рулетку". Погода здесь настолько непредсказуема и изменчива, а условия настолько сложны, что нештатные ситуации и аварии неизбежны. Если добавить к этому слабый государственный контроль и свойственное российским нефтяным гигантам пренебрежение нормами и правилами – мы получаем условия для аварии», – считает Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России.
Эта история продемонстрировала еще одну большую проблему: закрытость информации о том, что происходит в Арктике. О повреждениях GSP Saturn стало известно лишь спустя несколько дней, государственные ведомства делились информацией неохотно.
Нефтяные компании часто пытаются скрывать аварии и утечки нефти, но на суше сделать это труднее, поскольку местные жители и общественные организации начинают бить тревогу. На шельфе, вдали от населенных пунктов, скрыть неблаговидные факты гораздо проще.
Гринпис многократно указывал на то, что ставка на углеводороды Арктики – стратегическая ошибка России. Не только безопасность, но и прибыльность таких проектов под большим вопросом.
«Газпром» не скрывал, что не справится с освоением «Долгинского» самостоятельно, и рассчитывает на инвестиции и технологии зарубежного партнера. В качестве партнера по освоению арктического шельфа он рассматривал англо-голландскую Shell, но эта компания не спешит вкладываться в российскую Арктику.
Первое месторождение Газпрома в Арктике, «Приразломное», уже обладает многочисленными льготами, но при этом балансирует на грани рентабельности. «Газпром» говорил, что проект имеет смысл при цене нефти около 80 долларов за баррель и более. Между тем, цены уже опустились ниже, подчеркивает Гринпис.