7 июля 2024 12:32
БАМ встречает 50-летний юбилей
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль в понедельник отметит свой полувековой юбилей: торжественные события, посвященные этой дате, проходили весь год в разных уголках России, а 7-8 июля в Тынде, которую называют столицей БАМа, пройдут основные праздничные мероприятия, сообщили в РЖД.
БАМ протяженностью более 4,3 тысячи километров проходит от станции Тайшет до Советской Гавани через Восточную Сибирь и Дальний Восток России. Он является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, пересекает три часовых пояса и шесть регионов России.
"8 июля 2024 года в столице БАМа – городе Тында, пройдут торжественные мероприятия, посвященные 50-летию магистрали. Здесь встретятся ветераны из разных уголков страны, нынешние работники БАМа и молодежь. Делегацию компании возглавит генеральный директор – председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров", – сообщили в РЖД.
"Основные мероприятия пройдут 7-8 июля", – уточнили в РЖД.
Состоится символическая стыковка эстафетных поездов из Иркутска и Хабаровска на железнодорожном вокзале Тынды. Каждый праздничный состав везет по 160 ветеранов-строителей БАМа. После встречи поездов запланировано проведение торжественного митинга на привокзальной площади.
Откроется памятник "Строители БАМа", который запечатлел интересные моменты великой всесоюзной стройки. После реконструкции будут открыты стадион "БАМ" и медицинский центр.
Пройдут концерты бардовской БАМовской песни, местных коллективов, под гитару и гармонь артисты из БАМовских городов исполнят комсомольские песни, а на сцене покажут тематическую музыкально-поэтическую программу. Завершится праздник большой концертной программой.
Днем рождения БАМа считается 8 июля. Именно в этот день в 1974 году было принято постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали". Железная дорога возводилась в сложнейших климатических условиях. Она проходит через горные хребты, реки, районы многолетней мерзлоты. БАМ – часть Восточного полигона и самый короткий путь к Тихому океану.
Здесь везутся грузы и пассажиры. Особенно дорога важна на фоне увеличения объема грузоперевозок в восточном направлении из-за изменения логистических потоков в последние годы. Грузоотправители массово "распробовали" этот путь для грузов в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. РЖД в 2023 году достигли исторического максимума по объему перевозок на Восточном полигоне – более 288 миллионов тонн внутрироссийских и внешнеторговых грузов.
Президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале 2024 года сказал, что с развитием Восточного полигона в свое время немного "зевнули" и вовремя кое-что не сделали, но теперь наверстаем.
Гендиректор РЖД Олег Белозеров позднее отмечал в интервью "Комсомольской правде", что много говорили и писали о ненужности БАМа в 1990-е годы, но, продолжал он, время все расставило по местам. "Все, кто это говорил, просто не смотрели вперед в стратегическое будущее страны. Посмотрите, сегодня Россия на востоке – это и Транссиб, и БАМ. Нет в стране важнее путей! Это в буквальном смысле артерии и хребет экономики", – сказал глава РЖД.
И РЖД, и государство вкладывают триллионы рублей. Компания уже несколько лет ведет масштабные работы по развитию железных дорог Восточного полигона, куда наряду с БАМом входит и Транссиб. Планы по увеличению провозных способностей амбициозные. Если в 2023 году на Восточном полигоне это было 173 миллиона тонн, то к концу 2032 года должно стать 270 миллионов тонн.
Но железная дорога – это не только перевозки, а люди, рабочие места и развитие сопутствующей инфраструктуры. РЖД, помимо своей непосредственной функции строителя железных дорог и работодателя, в населенных пунктах вдоль всего БАМа приводили в порядок дороги, административные здания, объекты спортивного и культурного назначения.
Впереди у БАМа еще не один юбилей. Празднования закончатся, а дорога останется.