Российская премьер-лига по футболу. Расписание игр 26-го тура

28 апреля, воскресенье: "Ахмат" – "Нижний Новгород" (14:00); "Спартак" – "Локомотив" (16:15); "Динамо" – "Зенит" (19:15); "Балтика" – ЦСКА (21:30);

29 апреля, понедельник: "Крылья Советов" – "Краснодар" (13:00); "Рубин" – "Урал" (15:15); "Сочи" – "Факел" (17:30); "Ростов" – "Оренбург" (19:45)

Гидрометцентр о погоде летом 2024 года: холодным оно не будет

Спрогнозировать, насколько сильно погода летом будет выше нормы, пока невозможно

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

27 – Лазарева суббота у православных христиан, суббота перед Вербным воскресеньем, православный праздник

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Михаил Кошкин – советский конструктор танков, создатель Т-34. К 125-летию со дня рождения

Знаменитый советский конструктор Михаил Кошкин известен прежде всего как создатель легендарного Т-34 – самого массового и лучшего танка Второй мировой войны.

Михаил Ильич Кошкин родился (21 ноября) 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги (ныне – Переславский район, Ярославской губернии), в крестьянской семье. Семья жила бедно, земли было мало, и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену и троих малолетних детей. Из-за бедности мать Михаила идёт батрачить, а он, окончив в 10-летнем возрасте три класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву, где устраивается на кондитерскую фабрику и за 8 лет работы проходит путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.

В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаила Кошкина призвали в Русскую императорскую армию. Во время Первой мировой войны попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка. В августе того же года, после ранения, был направлен на лечение в Москву, после чего получил отпуск и, в конце того же 1917 года, демобилизовался из армии.

15 апреля 1918 года добровольцем ушёл в сформированный в Москве железнодорожный отряд РККА. Участвовал в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в России. До 1919 года воевал под Царицыном, затем был переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебросили на Северный фронт, где Кошкин воевал против английских интервентов и принимал участие во взятии Архангельска. Там же он, вероятнее всего, впервые знакомится с бронетехникой – бронепоездами РККА и английскими танками, которые использовались интервентами на этом участке фронта.

После ликвидации Архангельского фронта 3-й железнодорожный батальон был переброшен на Польский фронт, но Кошкин по дороге заболел тифом и был снят с эшелона, после выздоровления, направлен на Южный фронт, в 3-ю железнодорожную бригаду, которая занималась в то время восстановлением железнодорожных путей и мостов в полосе наступления. Летом 1921 года железнодорожную бригаду расформировали, и Кошкин закончил армейскую службу.

В 1919 году, на Северном фронте, вступил в члены РКП (б), был избран секретарём партячейки 3-й железнодорожной бригады. После окончания службы в 1921 году с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Во время учёбы лично познакомился с С.М. Кировым и Г.К. Орджоникидзе.

После окончания университета был командирован в город Вятку (сегодня Киров), где год успешно руководил кондитерской фабрикой. В 1925-1926 годах заведовал отделом в райкоме ВКП (б). В 1926-1928 годах заведовал Губсовпартшколой, в 1928-1929 годах работал в губкоме ВКП (б) г. Вятки.

В Вятке Кошкин женился на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой.

Из Вятки он отправил письмо Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования и в 1929 году получил вызов в Ленинград. В 1929 году Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, однако вскоре добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка». Производственную практику проходил на Нижегородском автомобильном заводе имени В.М. Молотова (ныне ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела. Там он зарекомендовал себя способным специалистом, и руководство завода направило ходатайство в Наркомат тяжёлой промышленности с просьбой направить Михаила Кошкина после окончания обучения на своё предприятие, однако он добился продолжения работы в танковом КБ.

С 1934 года в течение двух с половиной лет работал в КБ Ленинградского завода имени С.М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работало над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляли собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход. Работа была проведена успешно, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны (чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного производства).

11 апреля 1936 года Кошкин, в числе других конструкторов, «за отличную работу в области машиностроения» был награждён орденом Красной Звезды.

В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе лично нашёл М.И. Кошкина и принял решение направить его с Ленинградского опытного завода на Харьковский завод на должность руководителя танкового КБ-190.

Перед КБ-190 стояла задача обеспечить производство и модернизацию БТ-7. Одновременно с этим назрел общий кризис танкостроения, вызванный появлением нового вида оружия – противотанковой пушки. Гражданская война в Испании с участием легкобронированных БТ-7 и Т-26 показала их высокую уязвимость для огня артиллерии и даже крупнокалиберных пулемётов. А так как эти танки являлись основными в Красной армии, это означало, по сути, необходимость срочной замены всего танкового парка. Проблема усугублялась тем, что в СССР, на тот момент, моделей танков с противоснарядным бронированием, готовых к массовому производству, не было.

В октябре 1937 года после получения заводом задания от РККА на разработку нового манёвренного колёсно-гусеничного танка Кошкин возглавил новое конструкторское подразделение КБ-24, которое менее чем за год спроектировало колёсно-гусеничный танк под индексом БТ-20. В ноябре 1937 года под его руководством была успешно завершена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2 (танк БТ-7М). В марте 1938 года утвердился эскизный проект БТ-20 (А-20). Однако несмотря на новизну, по боевым качествам он мало отличался от БТ-7, вооружение (45 мм пушка 20-К) осталось прежним, увеличение толщины брони до 20 мм не обеспечивало надёжную защиту от противотанковой артиллерии. Кошкин и его помощники загорелись идеей «гусеничного» варианта, который мог упростить конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение за счёт экономии и увеличения веса.

В апреле 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного комиссариата обороны добился разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал И.В. Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Под руководством Кошкина в КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трёх опытных танков (одного колёсно-гусеничного танка А-20 и двух гусеничных – А-32).

В декабре 1938 года Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32. 16 декабря 1938 года Кошкин был назначен главным конструктором трёх объединённых КБ завода № 183 в единое конструкторское бюро КБ-520. Срочная разработка чертежей танков А-20 и А-32 потребовала сотен людей, поэтому в начале 1939 года все танковые КБ завода были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Кошкин был назначен главным конструктором. В июне 1939 года Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колёсно-гусеничного танка А-20, а 16 июля он принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка А-32.

В середине того же года в Харькове Кошкин представил опытные образцы А-20 и А-32. При испытаниях Государственная комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее». Колёсно-гусеничный А-20 показывал большую скорость и тактическую подвижность, А-32 лучшую проходимость и бронезащиту, имея резервы по её усилению (обе машины изготавливались в одинаковом весе и изначально позиционировались как лёгкие танки). В КБ работа велась над обеими машинами параллельно.

В сентябре Кошкин участвовал в показе на Полигоне в Кубинке опытных машин А-20 и А-32 членам правительства. Показ прошёл с большим успехом, Т-32 произвёл впечатление на присутствующих необычно красивой формой и отличными ходовыми качествами. При этом Кошкин уже представил обновлённый А-32 с 76,2 мм пушкой Л-10. На совещании он вновь активно выступает за Т-32, позиционируя его уже как средний танк, который должен прийти на замену устаревшему Т-28, особо отмечая его простоту и большие резервы по дальнейшему улучшению, предлагая составить график запуска машины в серийное производство.

Начавшаяся Советско-финская война (1939-1940) вновь показала плохую оснащённость РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой, имитирующей увеличение толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно, и будущий танк формально приняли на вооружение до изготовления опытного образца под индексом Т-34. В результате всех модернизаций масса машины возросла на 6 тонн, усилен гусеничный движитель, увеличились габариты, перерасчёт конструкции и чертежи делались заново.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной армии.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков – Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле. Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР (И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов) и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Однако пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал здоровье Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Вскоре заболевание обострилось и Кошкину пришлось удалить одно лёгкое. Он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны. Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. Могила не сохранилась.

Жена – Вера Николаевна; дочери: Елизавета (1928-2022), учитель географии; Тамара, геолог; Татьяна, преподаватель Харьковского университета.

Михаил Ильич Кошкин был награжден орденом Красной Звезды за разработку опытной модели среднего танка Т-111, удостоен Сталинской премии (посмертно,1942) «за разработку конструкции нового типа среднего танка» (Т-34), ему присвоено звание «Герой Социалистического Труда» (посмертно, Указом Президента СССР М.С. Горбачёва «за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34» с вручением ордена Ленина.

В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица. Памятник танку «Т-34», а фактически М.И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславле-Залесском в Ярославской области названа улица в его честь. Памятник М.И. Кошкину установлен в центре его родного села Брынчаги Ярославской области. В Кирове (Вятке) на доме, где жил М.И. Кошкин, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич. Памятник М.И. Кошкину установлен в Омске, на территории военного городка.


 

 


Назад