6 августа 2023 08:56
Сегодня – День железнодорожника. Поздравление президента
День железнодорожника ежегодно отмечается в России в первое воскресенье августа. В 2023 году эта дата приходится на 6 августа.
Это первый профессиональный праздник в России, который был учрежден приказом министра путей сообщения Российской империи князя Михаила Хилкова № 68 от 28 июня (10 июля – по новому стилю) 1896 года и приурочен ко дню рождения императора Николая I, начавшего строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю), последний раз – в 1917 году. В этот день в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный обед с концертом.
После революции 1917 года праздник был забыт почти на 20 лет. Традиция празднования Дня железнодорожника была возрождена в 1936 году, предложение было выдвинуто во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25-30 июля 1935 года. В заключительный день совещания секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин провел приём железнодорожников в Кремле и поблагодарил их за ударную работу. А постановлением ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ВЦИК М.И. Калинина праздник был возрожден как Всесоюзный день железнодорожного транспорта Советского Союза, отмечался 30 июля – в день встречи Сталина с железнодорожниками.
Постановлением Совнаркома СССР от 9 июля 1940 года праздник перенесли на первый выходной день (воскресенье) августа. С 80-х годов он стал именоваться Днём железнодорожника.
По своему географическому положению российские железные дороги являются неотъемлемой частью евразийской железнодорожной сети, они непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии. Кроме того, через порты может осуществляться взаимодействие с транспортными системами других стран.
Железные дороги органично интегрированы в единую транспортную систему РФ. Во взаимодействии с другими видами транспорта они удовлетворяют потребности населения, экономики и государства в перевозках. При этом железнодорожный транспорт является ведущим элементом транспортной системы, его доля в обеспечении пассажирских и грузовых перевозок составляет более 40% от всего транспорта страны.
Ведущее положение железных дорог определяется их возможностью осуществлять круглогодичное регулярное движение, перевозить основную часть потоков массовых грузов и обеспечивать мобильность трудовых ресурсов. Особое значение железных дорог определяется также большими расстояниями перевозок, слабым развитием коммуникаций других видов транспорта в регионах Сибири и Дальнего Востока, удаленностью мест производства основных сырьевых ресурсов от пунктов их потребления и морских портов.
18 сентября 2003 года постановлением правительства РФ было учреждено ОАО "Российские железные дороги". Единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская Федерация. Полномочия акционера осуществляет Правительство РФ.
ОАО "РЖД" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
В 2022 году ОАО "РЖД" было перевезено 1,136 миллиарда пассажиров (+7,8% к 2021 году), из них в пригородном сообщении – 1,027 миллиарда пассажиров (+6,8%), в дальнем следовании – более 108,3 миллиона пассажиров (+17,8%).
В первом полугодии 2023 года перевезено 570,8 миллиона пассажиров (+6,8% к январю-июню 2022 года), из них в пригородном сообщении – 516,4 миллиона (+5,9%), в дальнем следовании – 54,4 миллиона пассажиров (+16,2%).
Погрузка на сети ОАО "РЖД" составила 1,234 миллиарда тонн, что на 3,8% меньше, чем за 2021 год. Погрузка за январь-июнь 2023 года, по оперативным данным, составила 619,1 миллиона тонн, что на 0,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Выручка ОАО "РЖД" в 2022 году выросла на 14% по сравнению с предыдущим годом и составила 2,243 триллиона рублей. По словам гендиректора компании Олега Белозерова, в 2022 году был достигнут исторический максимум выручки от перевозок.
Российские железные дороги сегодня – это не только современная, высокотехнологичная и быстро развивающаяся компания, но и большой коллектив профессионалов, сотрудников самых разных специальностей и квалификаций.
Одним из важных проектов РЖД в последние годы стал запуск пассажирских поездов на Московском центральном кольце (МЦК), это случилось 10 сентября 2016 года. Московскую окружную железную дорогу открыли еще в 1908 году, но находилась она тогда далеко за пределами города и долгие годы служила только для перевозки грузов. МЦК дополнило транспортную систему города, стало еще одним пересадочным контуром для пассажиров российской столицы вслед за кольцевой линией метрополитена.
Ежегодно в рамках Дня железнодорожника для железнодорожников, их семей и других гостей проходят торжественные мероприятия, спортивно-массовые праздники.
Традиционно ко Дню железнодорожника приурочено вручение государственных и отраслевых наград.
В Мурманске и Кандалакше праздник проводится Мурманским регионом Октябрьской железной дороги – бывшим Мурманским отделением ОЖД.
Накануне праздника железнодорожников поздравил Президент РФ Владимир Путин:
«Дорогие друзья!
Поздравляю с профессиональным праздником всех работников и ветеранов железнодорожного транспорта России.
Свой вклад в развитие этой важнейшей, стратегической отрасли вносят представители самых разных профессий и специальностей: машинисты, проводники, транспортные строители, ремонтники, инженеры, диспетчеры. Каждый из вас трудится на своём ответственном участке и по праву гордится своей профессией, сам продолжает её славные традиции.
Они закладывались ещё в первой половине XIX века создателями Царскосельской железной дороги, развивались по мере того, как новый вид транспорта становился всё более значимым, необходимым для нашей огромной страны, в том числе для обеспечения её безопасности.
В годы Великой Отечественной войны железнодорожники, как и весь советский народ, совершили настоящий ратный и трудовой подвиг, под огнём и бомбёжками вели эшелоны в помощь нашей армии, обеспечивали транспортное сообщение между фронтом и тылом.
Мы знаем многие яркие примеры трудовой доблести, включая, конечно же, грандиозное строительство и ввод в эксплуатацию Транссиба и БАМа, а также других магистралей, которые сегодня служат всей стране, играют особую, порой ключевую роль в реализации масштабных, амбициозных проектов и планов.
При вашем активном участии идёт системная работа по модернизации и комплексному развитию всей инфраструктуры железных дорог, в том числе на таких важных, перспективных направлениях, как Центральный транспортный узел, Восточный полигон, подходы к портам Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Это и восстановление железнодорожного сообщения в Новороссии и Донбассе.
Ведётся разработка новейших отечественных высокоскоростных локомотивов и поездов, что станет ещё одним шагом к укреплению нашей технологической независимости.
В приоритетах – дальнейшая цифровизация сервисов и услуг, внедрение передовых технических и логистических решений.
Будет обновляться, становиться современнее и облик вокзалов в российских городах, которыми ежедневно пользуются миллионы людей.
Мы последовательно идём вперёд и вместе с вами обязательно решим все стоящие перед нами задачи, следуя чётким принципам – базовым как для грузовых, так и для пассажирских перевозок. А это безопасность, надёжность, скорость, доступность и комфорт.
Хочу сказать вам, всем железнодорожникам России, спасибо за ответственное отношение к работе, за преданность своей нужной, крайне востребованной, созидательной профессии, за готовность напряжённо трудиться, добиваться результата на благо родной страны и нашего народа.
Крепкого здоровья и успеха вам, всего самого доброго вашим близким.
С праздником, дорогие друзья!»