11 сентября 2024 09:29
Победа русской эскадры над турецкой у мыса Тендра. День воинской славы. Как и когда это было
День воинской славы России: победа русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у острова Тендра (1790) – учрежден Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России» и назначен на 11 сентября.
Дата определена законом ошибочно. На самом деле сражение произошло 28-29 августа (8-9 сентября по новому стилю) в ходе русско-турецкой войны (1787-1791).
…Турция планировала вернуть себе земли, отошедшие к Российской империи в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 годов, а также присоединённый к России в 1783 году Крым.
Исправив в Севастополе повреждения своих судов после сражения в Керченском проливе, Ф.Ф. Ушаков 25 августа вышел в море с линейными кораблями («Рождество Христово», «Мария Магдалина», «Св. Владимир», «Св. Павел», «Преображение Господне», «Георгий Победоносец», «Александр Невский», «Апостол Андрей», «Петр Апостол», «Иоанн Богослов»), фрегатами («Покров Богородицы», «Иоанн Воинственник», «Иероним», «Нестор Преподобный» «Амвросий Медиоланский», «Кирилл Белозерский»), одним бомбардирским кораблем «Рождество Богородицы» и 20 вспомогательными судами, и отправился на соединение с приготовленными к выходу четырьмя фрегатами Лиманской эскадры, находящейся у Очакова под начальством генерал-майора Осипа де Рибаса.
Всего эскадра контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова имела 10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 17 крейсерских судов, бомбардирский корабль, репетичное судно (судно, назначенное для репетования (повторения) флажных сигналов флагмана) и 2 брандера (судно, нагруженное легковоспламеняющимися, либо взрывчатыми веществами, используемое для поджога или подрыва вражеского корабля).
Командующий турецким флотом Хасан-паша сконцентрировал все свои силы между Хаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра, жаждал реванша за поражение в сражении у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года. Он сумел убедить султана в скором поражении российских морских сил на Чёрном море. Селим III для верности дал ему в помощь опытного адмирала Саид-бея, намереваясь переломить ход событий на море в пользу Турции.
Утром 28 августа (8 сентября) турецкий флот, состоявший из 14 линейных кораблей, 8 фрегатов и 23 других судов, продолжал стоять на якоре между мысом Тендра и Хаджибеем. Неожиданно Хасан-паша обнаружил русские корабли, идущие под всеми парусами со стороны Севастополя в походном ордере трех колонн. Появление русских привело турок в замешательство. Несмотря на превосходство в силах, они спешно стали рубить канаты и в беспорядке отходить к Дунаю. Ушаков приказал нести все паруса и, оставаясь в походном ордере, стал спускаться на неприятеля. Передовые турецкие корабли, наполнив паруса, удалились на значительное расстояние. Но, заметив опасность, нависшую над арьергардом, Хасан-паша стал соединяться с ним и строить линию баталии. Ушаков, продолжая сближение с неприятелем, также отдал приказ перестраиваться в боевую линию. В результате русские корабли «весьма споро» выстроились в боевой порядок на ветре у турок.
Используя оправдавшее себя в Керченском сражении изменение в боевом порядке, Федор Федорович вывел из линии три фрегата – «Иоанн Воинственник», «Иероним» и «Покров Богородицы» для обеспечения маневренного резерва на случай перемены ветра и возможной при этом атаки неприятеля с двух сторон. В 15 часов, подойдя к противнику на дистанцию картечного выстрела, Ушаков принудил его к бою. И уже вскоре под мощным огнём русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский линейный корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.
К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого манёвра передовыми. Во время поворота по ним был сделан ряд мощных залпов, причинивших большие разрушения. Особенно пострадали два флагманских турецких корабля. На одном из них были сбиты грот-марсель, перебиты реи, стеньги и разрушена кормовая часть. Бой продолжался. Три турецких корабля были отрезаны от основных сил, а кормовая часть корабля Хасан-паши разнесена в щепки русскими ядрами. Неприятель обратился в бегство в сторону Дуная. Ушаков преследовал его до тех пор, пока темнота и усилившийся ветер не вынудили прекратить погоню и встать на якорь.
На рассвете 29 августа (9 сентября) оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги ещё не были подняты, то турки приняли его за своего. Находчивость командира – капитана М.Н. Нелединского – помогла ему выйти из столь сложного положения. Снявшись с якоря с прочими турецкими судами, он продолжал следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность миновала, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту. Ушаков отдал команду поднять якоря и вступить под паруса для преследования противника, который, имея наветренное положение, стал рассеиваться в разные стороны. Однако от турецкого флота отстали сильно поврежденные 74-пушечный «Капудания» – флагманский Саид-бея, и 66-пушечный «Мелеки-Бахри». Последний, потеряв своего командира Кара-Али, убитого ядром, сдался без боя, а «Капудания», пытаясь оторваться от преследования, направился к мелководью, отделявшему фарватер между Кинбурном и Хаджибеем. В погоню был послан командир авангарда капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин с двумя кораблями и двумя фрегатами. Корабль «Св. Андрей» первым настиг «Капуданию» и открыл огонь. Вскоре подоспел «Св. Георгий», а вслед за ним – «Преображение Господне» и ещё несколько судов. Корабль Саид-бея был практически окружён, но продолжал защищаться. Ушаков, видя бесполезное упорство неприятеля, в 14 часов подошёл к нему на расстояние 30 сажен, сбил с него все мачты и уступил место следовавшему за ним «Св. Георгию». Вскоре «Рождество Христово» снова встал бортом против носа турецкого флагмана, готовясь к очередному залпу. Но тут, видя свою безысходность, турецкий флагман спустил флаг.
Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь, стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. Последняя шлюпка сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв большого адмиральского корабля на глазах у всего турецкого флота произвел на турок сильное впечатление и довершил моральную победу. Усиливавшийся ветер, повреждения рангоута и такелажа не позволили Ушакову продолжить преследование противника. Русский командующий отдал приказ прекратить погоню.
В двухдневном морском сражении противник потерпел сокрушительное поражение, потеряв два линейных корабля, бригантину, лансон (одно- или двухмачтовое парусно-гребное судно) и плавбатарею. На пути к Босфору из-за повреждений затонули ещё один 74-пушечный корабль и несколько мелких судов.
Победоносный флот, ставший на якорь у Гаджибея, 1 сентября посетил прибывший из Ясс светлейший князь Г.А. Потемкин. В восторге от боевых успехов моряков, он благодарил их всех, от старшего до младшего. «Наши, благодаря богу, такого перцу задали, что любо. Спасибо Федору Федоровичу», писал он.
Потёмкиным было объявлено: «Знаменитая победа, одержанная Черноморским Её Императорского Величества флотом под предводительством контр-адмирала Ушакова в 29 день минувшего августа над флотом турецким, который совершенно разбит, служит к особливой чести и славе флота Черноморского. Да впишется сие достопамятное происшествие в журналы Черноморского адмиралтейского правления ко всегдашнему воспоминанию храбрых флота Черноморского подвигов».
Контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был награждён орденом Святого Георгия 2-го класса. Также были награждены капитан генерал-майорского ранга Г.К. Голенкин – орденом Святого Георгия III степени, капитан 1-го ранга Н.П. Кумани – золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитаны 1-го ранга К.А. Шапилов, Р.Р. Вильсон, Ф.Я. Заостровский, Н.Л. Языков, М.И. Обольянинов, М.М. Ельчанинов, Ф.В. Поскочин, капитан 2-го ранга П.А. Данилов, генеральс-адъютант М.Л. Львов – орденами Св. Георгия IV степени, капитан-лейтенант А.А. Сорокин – орденом Св. Владимира IV степени.
Война закончилась победой Российской империи и заключением Ясского мира.