Москвичам рассказали о погоде в июле: в середине месяца «посвежеет»

Сильная жара в московском регионе не будет долгой, 13 июля "посвежеет" до +28 градусов, потом температура вернется в климатическую норму, сообщил ведущий специалист центра погоды "Фобос" Евгений Тишковец"

XIX Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным

Принятая резолюция связана с восстановлением полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Сталина

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

7 – День воинской славы России — День победы русского флота в Чесменском сражении (1770 год)

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Михаил Кошкин – советский конструктор танков, создатель Т-34. К 125-летию со дня рождения

Знаменитый советский конструктор Михаил Кошкин известен прежде всего как создатель легендарного Т-34 – самого массового и лучшего танка Второй мировой войны.

Михаил Ильич Кошкин родился (21 ноября) 3 декабря 1898 года в селе Брынчаги (ныне – Переславский район, Ярославской губернии), в крестьянской семье. Семья жила бедно, земли было мало, и отец вынужден был заниматься отхожими промыслами. В 1905 году, работая на лесозаготовках, он надорвался и умер, оставив жену и троих малолетних детей. Из-за бедности мать Михаила идёт батрачить, а он, окончив в 10-летнем возрасте три класса церковно-приходской школы, уезжает на заработки в Москву, где устраивается на кондитерскую фабрику и за 8 лет работы проходит путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов.

В начале 1917 года, перед Февральской революцией, Михаила Кошкина призвали в Русскую императорскую армию. Во время Первой мировой войны попал на Западный фронт, где воевал в составе 58-го пехотного полка. В августе того же года, после ранения, был направлен на лечение в Москву, после чего получил отпуск и, в конце того же 1917 года, демобилизовался из армии.

15 апреля 1918 года добровольцем ушёл в сформированный в Москве железнодорожный отряд РККА. Участвовал в боях на фронтах Гражданской войны и в отражении иностранной военной интервенции в России. До 1919 года воевал под Царицыном, затем был переведён в Петроград в 3-й железнодорожный батальон, который перебросили на Северный фронт, где Кошкин воевал против английских интервентов и принимал участие во взятии Архангельска. Там же он, вероятнее всего, впервые знакомится с бронетехникой – бронепоездами РККА и английскими танками, которые использовались интервентами на этом участке фронта.

После ликвидации Архангельского фронта 3-й железнодорожный батальон был переброшен на Польский фронт, но Кошкин по дороге заболел тифом и был снят с эшелона, после выздоровления, направлен на Южный фронт, в 3-ю железнодорожную бригаду, которая занималась в то время восстановлением железнодорожных путей и мостов в полосе наступления. Летом 1921 года железнодорожную бригаду расформировали, и Кошкин закончил армейскую службу.

В 1919 году, на Северном фронте, вступил в члены РКП (б), был избран секретарём партячейки 3-й железнодорожной бригады. После окончания службы в 1921 году с отличием окончил военно-политические курсы в Харькове, после которых был командирован на учёбу в Москву в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова. Во время учёбы лично познакомился с С.М. Кировым и Г.К. Орджоникидзе.

После окончания университета был командирован в город Вятку (сегодня Киров), где год успешно руководил кондитерской фабрикой. В 1925-1926 годах заведовал отделом в райкоме ВКП (б). В 1926-1928 годах заведовал Губсовпартшколой, в 1928-1929 годах работал в губкоме ВКП (б) г. Вятки.

В Вятке Кошкин женился на служащей Губпотребсоюза Вере Катаевой.

Из Вятки он отправил письмо Кирову с просьбой оказать содействие в получении технического образования и в 1929 году получил вызов в Ленинград. В 1929 году Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, однако вскоре добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

В 1934 году защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов», тема дипломной работы «Коробка передач среднего танка». Производственную практику проходил на Нижегородском автомобильном заводе имени В.М. Молотова (ныне ГАЗ) в должности мастера дефектного отдела. Там он зарекомендовал себя способным специалистом, и руководство завода направило ходатайство в Наркомат тяжёлой промышленности с просьбой направить Михаила Кошкина после окончания обучения на своё предприятие, однако он добился продолжения работы в танковом КБ.

С 1934 года в течение двух с половиной лет работал в КБ Ленинградского завода имени С.М. Кирова. С должности рядового конструктора дошёл до заместителя начальника КБ. В это время КБ работало над танками Т-29 и Т-46-1, которые представляли собой модернизацию серийных Т-28 и Т-26 с переводом их на колёсно-гусеничный ход. Работа была проведена успешно, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны (чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного производства).

11 апреля 1936 года Кошкин, в числе других конструкторов, «за отличную работу в области машиностроения» был награждён орденом Красной Звезды.

В конце декабря 1936 года нарком тяжёлой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе лично нашёл М.И. Кошкина и принял решение направить его с Ленинградского опытного завода на Харьковский завод на должность руководителя танкового КБ-190.

Перед КБ-190 стояла задача обеспечить производство и модернизацию БТ-7. Одновременно с этим назрел общий кризис танкостроения, вызванный появлением нового вида оружия – противотанковой пушки. Гражданская война в Испании с участием легкобронированных БТ-7 и Т-26 показала их высокую уязвимость для огня артиллерии и даже крупнокалиберных пулемётов. А так как эти танки являлись основными в Красной армии, это означало, по сути, необходимость срочной замены всего танкового парка. Проблема усугублялась тем, что в СССР, на тот момент, моделей танков с противоснарядным бронированием, готовых к массовому производству, не было.

В октябре 1937 года после получения заводом задания от РККА на разработку нового манёвренного колёсно-гусеничного танка Кошкин возглавил новое конструкторское подразделение КБ-24, которое менее чем за год спроектировало колёсно-гусеничный танк под индексом БТ-20. В ноябре 1937 года под его руководством была успешно завершена модернизация танка БТ-7 с установкой в нём дизеля В-2 (танк БТ-7М). В марте 1938 года утвердился эскизный проект БТ-20 (А-20). Однако несмотря на новизну, по боевым качествам он мало отличался от БТ-7, вооружение (45 мм пушка 20-К) осталось прежним, увеличение толщины брони до 20 мм не обеспечивало надёжную защиту от противотанковой артиллерии. Кошкин и его помощники загорелись идеей «гусеничного» варианта, который мог упростить конструкцию и позволял значительно усилить броню и вооружение за счёт экономии и увеличения веса.

В апреле 1938 года Кошкин в Москве на совещании Народного комиссариата обороны добился разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20 чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал И.В. Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода.

Под руководством Кошкина в КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трёх опытных танков (одного колёсно-гусеничного танка А-20 и двух гусеничных – А-32).

В декабре 1938 года Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32. 16 декабря 1938 года Кошкин был назначен главным конструктором трёх объединённых КБ завода № 183 в единое конструкторское бюро КБ-520. Срочная разработка чертежей танков А-20 и А-32 потребовала сотен людей, поэтому в начале 1939 года все танковые КБ завода были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Кошкин был назначен главным конструктором. В июне 1939 года Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колёсно-гусеничного танка А-20, а 16 июля он принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка А-32.

В середине того же года в Харькове Кошкин представил опытные образцы А-20 и А-32. При испытаниях Государственная комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее». Колёсно-гусеничный А-20 показывал большую скорость и тактическую подвижность, А-32 лучшую проходимость и бронезащиту, имея резервы по её усилению (обе машины изготавливались в одинаковом весе и изначально позиционировались как лёгкие танки). В КБ работа велась над обеими машинами параллельно.

В сентябре Кошкин участвовал в показе на Полигоне в Кубинке опытных машин А-20 и А-32 членам правительства. Показ прошёл с большим успехом, Т-32 произвёл впечатление на присутствующих необычно красивой формой и отличными ходовыми качествами. При этом Кошкин уже представил обновлённый А-32 с 76,2 мм пушкой Л-10. На совещании он вновь активно выступает за Т-32, позиционируя его уже как средний танк, который должен прийти на замену устаревшему Т-28, особо отмечая его простоту и большие резервы по дальнейшему улучшению, предлагая составить график запуска машины в серийное производство.

Начавшаяся Советско-финская война (1939-1940) вновь показала плохую оснащённость РККА танками с мощным вооружением и бронезащитой. Совершенствование Т-32 активизировалось, были проведены испытания с дополнительной нагрузкой, имитирующей увеличение толщины брони до 45 мм, которые прошли успешно, и будущий танк формально приняли на вооружение до изготовления опытного образца под индексом Т-34. В результате всех модернизаций масса машины возросла на 6 тонн, усилен гусеничный движитель, увеличились габариты, перерасчёт конструкции и чертежи делались заново.

Постановлением Комитета Обороны при СНК СССР № 443 от 19 декабря 1939 года А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной армии.

10 февраля 1940 года были изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков – Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно ещё недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов.

17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле. Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР (И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов) и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.

Однако пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал здоровье Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии. Вскоре заболевание обострилось и Кошкину пришлось удалить одно лёгкое. Он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны. Михаил Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище. Могила не сохранилась.

Жена – Вера Николаевна; дочери: Елизавета (1928-2022), учитель географии; Тамара, геолог; Татьяна, преподаватель Харьковского университета.

Михаил Ильич Кошкин был награжден орденом Красной Звезды за разработку опытной модели среднего танка Т-111, удостоен Сталинской премии (посмертно,1942) «за разработку конструкции нового типа среднего танка» (Т-34), ему присвоено звание «Герой Социалистического Труда» (посмертно, Указом Президента СССР М.С. Горбачёва «за выдающиеся заслуги в укреплении оборонной мощи Советского государства и большой личный вклад в создание танка Т-34» с вручением ордена Ленина.

В Харькове, недалеко от проходной Завода имени Малышева, в мае 1985 года Михаилу Ильичу Кошкину был торжественно открыт памятник. Также в Харькове в честь Михаила Ильича названа улица. Памятник танку «Т-34», а фактически М.И. Кошкину, установлен на трассе М-8 рядом с указателем поворота на родное село Кошкина Брынчаги в Ярославской области. В Переславле-Залесском в Ярославской области названа улица в его честь. Памятник М.И. Кошкину установлен в центре его родного села Брынчаги Ярославской области. В Кирове (Вятке) на доме, где жил М.И. Кошкин, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена в Главном здании СПбПУ, где учился Михаил Ильич. Памятник М.И. Кошкину установлен в Омске, на территории военного городка.


 

 


Назад