6 августа 2022 09:00
6 августа – День железнодорожных войск России
День железнодорожных войск России первоначально установлен специальным Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 19 июля 1996 года «Об установлении Дня железнодорожных войск Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента РФ В.В. Путина № 549 от 18 июля 2006 года «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации» – памятный день в Вооруженных Силах РФ.
Железнодорожные войска – это специальные войска, предназначением которых является строительство, восстановление, эксплуатация и техническое прикрытие железных дорог, которые используются для воинских перевозок.
Свою историю эти формирования берут с 6 августа 1851 года, когда российский император Николай I на завершающем этапе постройки Санкт-Петербургско-Московской железной дороги утвердил Положение о составе ее управления. Отсюда и современная дата празднования – 6 августа. В соответствии с положением были созданы первые специальные воинские формирования, предназначенные для эксплуатации и охраны железной дороги. Им было предписано охранять станции, мосты и транспортные узлы новой дороги.
Уже в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов военные железнодорожники обеспечивали непрерывное снабжение соединений русской армии по специально построенному железнодорожному участку Бендеры-Галац. Очень важную роль сыграли железнодорожные войска во время Первой мировой войны, за время которой ими было построено порядка 300 километров ширококолейных железных дорог и около четырех тысяч километров узкоколеек.
После Октябрьской революции 1917 года железнодорожные войска Красной Армии были созданы уже 5 октября 1918 года приказом главнокомандующего Вооруженными силами республики И.И. Вацетиса. В мирные годы после завершения гражданской войны в России они занимались реконструкцией существующих и сооружением новых железнодорожных путей. Весомым был и их вклад в победоносную для Советского Союза Великую Отечественную войну. Советские железнодорожные части и соединения отличились во время обороны Ленинграда, Москвы, в Сталинградской битве, битве на Курской дуге и других стратегических операциях на территории СССР и стран Восточной Европы. Они сумели восстановить порядка 120 тысяч километров путей, более 15 тысяч мостов, построили свыше 10 тысяч километров новых железнодорожных путей, обезвредили и уничтожили более двух миллионов фугасов и мин.
После завершения Великой Отечественной войны железнодорожные войска приняли активное участие в восстановлении и реконструкции разрушенных войной железных дорог и постройке новых магистралей. Наиболее существенные из них: Кизел – Пермь, Усть-Каменогорск – Зыряновск, Абакан – Тайшет, Тюмень – Сургут, Ивдель – Обь, Трансмонгольская магистраль, Байкало-Амурская магистраль (БАМ).
Одновременно с этим подразделения железнодорожных войск привлекались к ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе техногенных. Военные железнодорожники работали над ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, наводнения в Крымском районе Краснодарского края.
Отметим, что железнодорожные войска строили стальные магистрали и в Мурманской области, в частности, участвовали в прокладке железной дороги к гарнизонам Северного флота, расположенным на западной стороне Кольского залива. Фрагменты этой магистрали (ныне почти полностью разобранной) и сейчас видны с автодороги на Печенгу, в районе озера Нял и в Долине Славы.
В период с 1991 по 2005 год железнодорожные войска входили в силовую компоненту российского государства, но находились вне численности Вооруженных Сил страны. В сентябре 1995 года указом российского президента была даже образована Федеральная служба железнодорожных войск РФ. Эта управленческая структура просуществовала до интеграции железнодорожных войск обратно в состав Вооруженных Сил в 2005 году.
Современные железнодорожные войска включают в себя Главное управление железнодорожных войск, а также управления железнодорожных войск военных округов. В составе железнодорожных войск имеются отдельные железнодорожные бригады постоянной готовности, а также части центрального подчинения. Главное управление начальника железнодорожных войск входит в структуру центрального аппарата Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (МТО ВС РФ).
Численность железнодорожных войск в России составляет сегодня свыше 20 тысяч человек, из которых порядка 5 тысяч являются контрактниками.