28 марта 2022 09:01
Герой Советского Союза Марина Раскова. К 110-летию со дня рождения легендарной советской летчицы
Марина Михайловна Раскова (Малинина) родилась 28 марта 1912 года в Москве. Отец – Малинин Михаил Дмитриевич (1853-1919), артист оперы, вокальный педагог, погиб вследствие несчастного случая. Мать – Анна Спиридоновна (1882 – после 1954), работала учителем в школе. После выхода на пенсию жила в семье Марины Расковой.
Училась в Московской консерватории, работала практиканткой в лаборатории анилинокрасочного завода.
С октября 1931 года – лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, штурман в Черноморской аэрографической экспедиции.
В 1934 году окончила экстерном Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала первой женщиной-штурманом в военной авиации. Работала инструктором-летнабом аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В1935 году окончила школу пилотов на аэродроме Тушино. С осени 1935 года – инструктор по «слепым» полётам штурманской кафедры Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и преподаватель штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава. Участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых сама летала на флагманском корабле.
С 1937 года находилась в штате НКВД: консультант, уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности, старший лейтенант.
В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году – в установлении трёх мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1. В 1930-е годы Марина Раскова была очень известна в СССР.
24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир – В.С. Гризодубова, второй пилот – П.Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток (село Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой – 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолет взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива. Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси) от чего могла пострадать кабина штурмана. Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток.
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. Тогда же была переведена из НКВД в Красную Армию.
15 октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК и с поддержкой ЦК ВЛКСМ в городе Энгельсе сформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного, 587-го бомбардировочного и 588-го ночной бомбардировочного. Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка, который во время войны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный, а также удостоен почетного наименования «Борисовский» и награжден орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. Сама Раскова была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1-й степени.
28 декабря 1942 года, проводив первую эскадрилью на фронт, Раскова на самолёте УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался её Пе-2, а также ещё два экипажа первой эскадрильи лётчиц Губиной и Ломановой, чьи самолёты были неисправны. Она решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в них. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к деревне. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (4 человека). Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с летчицей погибли штурман, стрелок-радист и инженер полка.
Марина Раскова – автор книги «Записки штурмана».
В апреле 1929 года вышла замуж за инженера Сергея Ивановича Раскова, дочь – Татьяна, развелась в октябре 1935 года.
Прах Расковой похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.
В годы войны ее имя было присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку. Имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (где установлен бюст героини) и улицы во многих городах страны.