В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Уроки истории: как «наркомовские сто грамм» вошли в жизнь армии

22 августа 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял Постановление № 562 «О введении водки на снабжение в действующей Красной армии». 22 августа стало «днём рождения» знаменитых «наркомовских ста граммов».

Снабжением Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА) водкой лично руководил член Политбюро ЦК ВКП (б), народный комиссар советской пищевой промышленности Анастас Микоян, который много сделал для того, чтобы советский солдат не испытывал на фронте нужды в предметах первой необходимости. За распределением алкоголя обязаны были следить лично командующие фронтами.

Напомним, «сухой закон» был введен в Российской империи в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны. В годы Гражданской войны на юге России, где преимущественно действовали соединения белых, стал зоной свободного распространения алкоголя, водка беспрепятственно употреблялась личным составом войск. Надо отметить, что моральное разложение белой России, где процветали различного рода увеселительные заведения, повальное пьянство, стало одной из многочисленных причин поражения этого движения. В ходу был и самогон, который реквизировали у населения для «войсковых нужд».

Напротив, центральная и северная части России, которые находились под контролем РККА, сохранили действие «сухого закона» и переживали аскетический период бытия. Самогоноварение была запрещено, спирт использовали только в медицинских целях. Понятно, что случаи употребления алкогольных изделий были, но они не приняли массового характера.

«Сухой закон» был отменён в СССР в 1925 году. Шёл поиск средств для проведения масштабных проектов индустриализации и коллективизации, а на капиталовложения со стороны Запада рассчитывать не приходилось. Тут вспомнили о «пьяном бюджете» царской России. Коснулась «пьяная тема» и армии. В декабре 1939 года нарком обороны К. Ворошилов издал приказ «О борьбе с пьянством в РККА». Надо сказать, что «зачищенные» из армии пьяницы, разложившиеся элементы позднее были зачислены борцами с тоталитарным сталинским режимом в группу «невинно репрессированных».

В начале 1940 года, во время советско-финской войны, нарком обороны с санкции Совнаркома СССР отдал распоряжение выдавать по 100 граммов водки ежедневно всем бойцам и командирам Красной Армии, участвующим в финской кампании. Согласно данным начальника тыла РККА генерала А.В. Хрулева, в короткую Зимнюю войну красноармейцам было роздано более 10 миллионов литров водки. Кроме того, было выпито более 800 тысяч литров коньяка, он полагался командному и лётному составу. В этот же период советскому командованию пришлось в срочном порядке решать вопрос по сбору стеклотары, так как на водочных предприятиях очень скоро возникла острая проблема со стеклянной тарой. Пришлось даже сформировать специальные военные команды по сбору опорожненной посуды.

В годы Великой Отечественной войны водка в армии была окончательно узаконена. 22 августа 1941 года постановлением ГКО была установлена, начиная с 1 сентября 1941 года, выдача 100 граммов 40-градусной водки в день на одного бойца и командира передовой линии действующей армии. Правда, 11 мая 1942 года ГКО приказал с 15 мая приостановить массовую ежедневную выдачу водки. Ежедневная выдача была сохранена только для войск передовой линии, которые имели успехи в боевых действиях, к тому же их норма увеличивалась до 200 граммов водки. Все остальные военнослужащие передовой линии имели право на 100 граммов в праздничные дни: 7-8 ноября, 5 декабря (День Конституции СССР), 1 января, 23 февраля, 1-2 мая и некоторые другие. 6 июня 1942 года постановление ГКО было подтверждено. Учитывая постоянное стрессовое состояние и тяжёлое физическое состояние военнослужащих на фронте, регулярное употребление умеренного количества алкоголя считалось, с медицинской точки зрения, вполне разумным.

12 ноября 1942 года постановлением ГКО 100 граммов водки в сутки полагалось частям ведущим боевые действия. По 50 граммов полагалось частям резерва, обеспечения, выполняющим ответственные задачи, раненым (по указанию врачей). Кроме того, сохранялась выдача 100 граммов водки в праздничные дни. На Закавказском фронте вместо водки выдавали 300 граммов столового вина или 200 граммов крепленого вина. 23 ноября 1943 года, после Курской битвы и форсирования Днепра, «наркомовские» нормы были окончательно утверждены: 100 граммов для бойцов на передовой и 50 граммов для остальных военнослужащих.

Об объемах употребления водки на фронте говорят следующие цифры. С 25 ноября по 31 декабря 1942 года Карельский фронт «выпил» 364 тысячи литров, Западный фронт – около 1 миллиона литров, Сталинградский фронт – 407 тысяч литров, Закавказский фронт выпил – 1,2 миллиона литров водки.

На передовую линию обычно привозился спирт в бочках или флягах, и уже на месте его разбавляли водой до концентрации водки. Эту обязанность выполняли ротные старшины, они же разливали водку по солдатским фляжкам и котелкам. Бывало, что такое «священнодейство» происходило после боя, уже в сильно поредевшем подразделении. Излишки выпивали или они шли для обмена – меняли на еду, табак и прочие необходимые товары. Это было нарушение, но на него закрывали глаза. Злоупотребления в тылу были более масштабные. Армейская водка в значительном количестве оказывалась на «чёрном рынке». В целом фронтовики были благодарны Сталину и власти за «наркомовские сто грамм».

Нет никаких доказательств того, что выдача алкоголя как-либо помогала воевать. Для медицинских целей спирт был нужен (дезинфекция ран, использование в качестве наркоза при отсутствии других средств и т. п.), однако при употребления внутрь «наркомовская чарка» больше мешала воевать, чем помогала. Она приводила к значительному росту неадекватного поведения бойцов, рассеиванию внимания и сосредоточенности и, следовательно, сильному ухудшению боевых качеств людей, а также к увеличению числа обмороженных, так как вопреки народному заблуждению, водка создаёт только видимость согрева.

Кстати, немецкие солдаты также не были трезвенниками. Рядовым на фронт в массовом порядке шёл шнапс, а командному составу – французское шампанское. Британская разведка могла по сообщению о крупных закупках французского шампанского тыловиками вермахта вычислить начало крупной операции на Западном или Восточном фронте. Кроме того, немцы осуществляли программу по деградации потенциала населения советских оккупированных территорий. Суть этой программы хорошо выразил Гитлер: «Никаких прививок, никакой гигиены – только водка и табак». Оккупанты первым делом восстанавливали на захваченной территории колхозы, храмы и водочные заводы.

Отмена выдачи водки в армии произошла в мае 1945 года после победы над Германией.


Назад