8 июня 2024 12:12
8 июня – День рождения маячной службы России. Святоносский маяк – один из старейших в стране
Днем рождения маячной службы России считается 8 июня (27 мая по старому стилю) 1807 года, в этот день император Александр I утвердил «Положение о содержании маяков и штате маячной команды». Документом предусматривалось введение на всех маяках масляного освещения и единых штатов (один смотритель и 5-8 служителей морского ведомства на каждом маяке).
На берегах морей, омывающих РФ, расположено около 350 маяков, из них порядка 200 маяков и навигационных знаков относят к объектам морского наследия, представляющим историческую и культурную ценность.
Подавляющее большинство маяков находится на балансе Министерства обороны РФ (более 90%).
Один из старейших действующих маяков России – Святоносский маяк на северо-восточном побережье Кольского полуострова, в северной части мыса Святой Нос, в районе губы Лопское Становище (на фото). Он также является объектом морского наследия, а в 2021 году маяк включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Святоносский маяк – постепенно сужающаяся кверху восьмиугольная башня, оборудованная сейчас солнечной энергетической установкой и светооптическим аппаратом. Высота маяка – 22 метра, над уровнем моря – 94 метра, дальность видимости – до 22 миль. Работает с 6 ноября 1862 года. В 2002 году маяк был переведен в автоматический режим.
Огонь маяка видят мореплаватели сразу двух морей – Белого и Баренцева. Скалистый мыс Святой Нос – удивительное место на восточном побережье Кольского полуострова. Он разделяет Терский и Мурманский берега, вдаваясь в воду на 15 километров между Баренцевым и Белым морями, и служит естественной границей между ними. Здесь, у самой северной точки мыса, сходятся два мощных течения: идущий со стороны Мурманска Гольфстрим сталкивается с сильным течением, вызванным приливами-отливами в "бутылочном горлышке" Белого моря. Это порождает уникальное явление – стоячие волны «сулой», напоминающие огромные валы воды высотой до пяти метров.
С древних времен здесь пролегал один из морских путей русских поморов – на Шпицберген. Поморы не любили это место, опасное свирепыми штормами и неровными глубинами с отмелями. Именно поэтому здесь появился маяк – он был необходим для безопасности торговых судов, входящих в Белое море.
Долгое время смотрителем маяка был почти слепой человек. С 1896 по 1917 годы Святоносским маяком руководил Евлампий Павлович Багрецов. В 1905 году он получил травму, из-за которой начал терять зрение. Он хотел оставить службу, но начальство уговорило его остаться, так как замену опытному смотрителю найти было сложно. Нашлись завистники, которые слали в Петербург доносы, что слепой смотритель не справляется со службой. Для проверки в 1913 году на Святой Нос прибыл контр-адмирал Бухтеев. Он написал в своем отчете: "Багрецов, будучи слепым, настолько сжился с маяком, что чувствует его работу, как свой организм. Ему заметны любые сбои, любой непорядок, ему хорошо помогает жена и помощник. Полагал бы справедливым, чтобы он был представлен к очередной награде". После этого Евлампий Багрецов проработал на маяке еще четыре года и в 1917 году передал пост своему сыну.
...Я несколько лет жил в Островном (1964-1966), недалеко от Гремихи, от которой и начинался мыс Святой нос. Отец, тогда офицер Северного флота, как-то подарил мне на день рождения перископ с разукомплектованной дизельной подводной лодки. Окна нашей квартиры выходили на море, и через невысокий остров Витте, лежащий напротив Островного, я с помощью перископа не раз наблюдал за этим маяком, по вечерам красиво светящийся почти на линии горизонта. А на самом маяке так побывать и не удалось, впрочем, экскурсии туда в стародавние годы и не проводились.