8 апреля 2024 11:46
Николай Коновалов – руководитель динамично развивавшийся Мурманской области. К 110-летию со дня рождения
Николай Леонтьевич Коновалов – советский, партийный работник, председатель исполкома Мурманского областного Совета депутатов трудящихся, первый секретарь Мурманского обкома КПСС.
Родился 8 апреля 1914 года в поселке Веровка Екатерининославской губернии (ныне Енакиевского района Донецкой области). После смерти отца жил в Белоруссии. С 11 лет работал пастухом.
Окончил Могилевский дорожно-строительный техникум, работал дорожным техником на строительстве дорог. Учился в Ленинградской лесотехнической академии, но из-за материальных затруднений учебу оставил. В 1949 году заочно окончил Ленинградский лесотехнический институт.
С 1935 года работал в Мурманской области.
В 1935-1945 годах – техник, главный инженер Умбского лесопромышленного комбината.
С 1945 на советской и партийной работе в Кандалакше: заместитель секретаря по транспорту, секретарь по кадрам, второй, первый секретарь Кандалакшского горкома ВКП (б).
В январе 1951 года избран секретарем Мурманского обкома ВКП (б).
В 1952-1953 годах – главный инженер треста «Мурманлес», в 1953-1954 годах – начальник управления культуры Мурманского облисполкома.
С 1954 года – вновь секретарь Мурманского обкома КПСС, с 1959 года – председатель Мурманского облисполкома.
Со 2 декабря 1966 года и до дня смерти – 19 июля 1971 года – первый секретарь Мурманского обкома КПСС.
Делегат ХХІІ-ХХІV съездов КПСС. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1971). Депутат Верховного Совета РСФСР 6-8‑го созывов (1963-1971) и Верховного Совета СССР 7-8‑го созывов (1966-1971).
Умер в Москве 19 июля 1971 года после тяжелой болезни. Похоронен на старом кладбище города Мурманска.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Советского Заполярья» и другими медалями.
На годы работы Н.Л. Коновалова на руководящих постах Мурманская область динамично развивалась.
За годы семилетки (1959-1965 гг.) промышленность досрочно выполнила семилетнее задание, было построено более 60 промышленных предприятий и крупных цехов. В 1965 году объем промышленного производства в области превысил довоенный уровень почти в 7 раз.
Пополнялся и качественно менялся рыбодобывающий флот, в Мурманск стали поступать производственные рефрижераторные траулеры, способные работать в море по 6 месяцев, доставляя в порт сразу тысячи тонн рыбной продукции. Осваивались дальние районы промысла – на американском шельфе, в проливе Дэвиса, на Джорджес-банке и другие. В 1965 году был создан «Севрыбхолодфлот». Улов рыбы увеличился за семилетку в 1,6 раза. Океанские суда стали швартоваться у глубоководного механизированного причала рыбного порта. Построены новые цеха рыбокомбината, вступили в строй завод рыбной муки и искусственного льда, расширились судоремонтные заводы.
В 1959 году началось сооружение, а в 1963 г вступила в строй первая очередь АНОФ-2. В 1963 году была сдана в эксплуатацию первая очередь Расвумчоррского рудника, в 1964-м – первая очередь рудника «Центральный». Мощность комбината «Апатит» была доведена до 9 миллионов тонн апатитового концентрата в год.
В годы семилетки был достроен Ковдорский горно-обогатительный комбинат, который вступил в эксплуатацию в 1962 году. Выработка железного концентрата в области за семь лет увеличилась в 3,5 раза.
В мончегорском комбинате «Североникель» шло освоение новой техники по переработке сырья из Норильска. Выросли корпуса сернокислотного цеха.
В 1960 году сдана в эксплуатацию железная дорога от Колы до центра Печенгского района. На территории Печенгского района велось строительство Ждановского горно-обогатительного комбината и рабочего поселка, который в 1963 году стал городом Заполярным. В 1965 году Ждановский ГОК дал первый медно-никелевый концентрат.
В 1959 году вступили в строй два агрегата гидростанции Кайтакоски, в 1960 году дала первый ток Иовская гидростанция, следом за ней – Кумская ГЭС, в 1963 году – Борисоглебская ГЭС, в 1965 году – Верхнетуломская ГЭС. Сооружалась первая в стране приливная станция. Выработка электроэнергии за семь лет увеличилась в 1,8 раза.
В 1960 году в Мурманск прибыл первый советский атомоход «Ленин», ставший флагманом атомного ледокольного флота.
С 1962 года Мурманск стал единственным в Заполярье городом, имеющим троллейбусное сообщение.
Строители области начали возводить жилые здания из панелей и блоков пущенного в 1962 году Мурманского домостроительного комбината, что намного ускорило темпы строительства. Из ветхих домов и бараков семьи переселялись в благоустроенные квартиры. За семь лет в городах и рабочих поселках области было построено 2,4 миллиона квадратных метров благоустроенного жилья, 128 детских садов и яслей, 38 новых больниц и поликлиник, несколько спортсооружений, 6 комбинатов бытового обслуживания, множество школ, предприятий торговли и общественного питания.
2 марта 1966 года за успехи в развитии народного хозяйства Мурманская область была награждена высшей правительственной наградой – орденом Ленина.
На фото: Николай Леонтьевич Коновалов (на переднем плане справа) в мае 1969 года с Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным у здания Мурманского обкома КПСС и облисполкома (пр. Ленина, 75).