28 октября 2022 11:39
«Революционному» атомному ледоколу «Ямал» – 30 лет
30 лет назад, 28 октября 1992 года, поднят Государственный флаг СССР на атомном ледоколе «Ямал».
Атомный ледокол «Ямал» – атомный ледокол класса «Арктика» госкорпорации Росатомфлот.
Ледокол был заложен в 1986 году, спущен на воду в 1989 году, введен в строй 28 октября 1992 года. Первоначальное название – "Октябрьская Революция", переименован в "Ямал" в 1992 году.
В 2000 году ледокол совершил экспедицию к Северному полюсу для встречи третьего тысячелетия. «Ямал» – седьмой корабль, достигший Северного полюса, всего совершил около 50 рейсов полюсу.
«Ямал» рассчитан на преодоление ровного льда толщиной 2,5-2,9 метров с устойчивой скоростью 1-2 узла. Судно имеет двойной корпус, изготовленный из стали АК-28. В месте столкновения со льдом внешний корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Между внешним и внутренним корпусами помещён водный балласт, который может быть перемещён для поддержания остойчивости судна. Корпус судна разделён на 8 водонепроницаемых отсеков, по центру расположена пятиуровневая надстройка. Для защиты корпуса от обмерзания используется пневмообмыв.
Судно может колоть лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Реверсирование двигателя (смена направления вращения от полных оборотов в одну сторону до полных в другую) занимает 11 секунд, при весе винта 50 тонн.
Судно несёт один вертолёт Ми-8Т и несколько лодок класса Зодиак. На нём установлены спутниковые системы, обеспечивающие навигацию, телефонную связь, факс и интернет, предназначенные для служебного пользования. На судне имеется большая столовая, библиотека, зал для пассажиров, волейбольная площадка, тренировочный зал, подогреваемый бассейн, сауна и больница. На корабле имеется 155 кают для экипажа, в каждой из которых есть телевизор. Для перевозки туристов ледокол изначально не предназначен, с целью обеспечения туристов комфортными условиями и отдельными каютами, экипаж на время круизов расселяют на двух нижних жилых палубах.
Стилизованное изображение акульей пасти на носу ледокола появилось в 1994 году как элемент оформления для детского круиза, затем оставлено по просьбе туристических компаний и со временем стало традиционным.
23 декабря 1996 года на судне случился пожар, в результате которого погиб один член экипажа. Атомные реакторы не пострадали, огонь был потушен в течение 30 минут.
8 августа 2007 года 65-летняя туристка из Швейцарии по неосторожности упала за борт ледокола и погибла.
16 марта 2009 года в Енисейском заливе Карского моря во время ледовой проводки произошло столкновение «Ямала» с танкером «Индига». В результате удара на главной палубе танкера образовалась трещина общей протяженностью 9,5 м с раскрытием до 8 мм. Танкер следовал в балласте, загрязнения окружающей среды не произошло. Далее танкер был сопровождён «Ямалом» для ремонта в Северодвинск.
В сентябре 2009 года атомоход эвакуировал группу археологов из бухты Ледяная Гавань архипелага Новая Земля, которые подали сигнал бедствия.
В 2002 году ресурс реакторной установки ледокола продлили со 150 тысяч до 200 тысяч часов, а срок его эксплуатации увеличили на шесть лет – до 2028 года. После этой даты ему на смену придут новейшие атомные ледоколы проекта 22220.