9 ноября 2024 11:01
Президент РФ Путин на встрече с главой Росатома решил завершить начатый Сталиным мегапроект «Северный широтный ход»
Президент России Владимир Путин обратил внимание главы "Росатома" Алексея Лихачева на Северный широтный ход и поручил указать его в презентации корпорации.
"Северный широтный ход надо показать, у вас нет, а должен быть", – сказал Путин главе "Росатома".
Лихачев отметил, что Северный широтный ход-1 и Северный широтный ход-2 обозначены в презентации пунктиром. По его словам, "Росатом" может реализовать эти проекты только совместно с РЖД.
"Есть, будет сделано", – ответил Лихачев на поручение Путина.
Северный широтный ход (СШХ) – строящаяся железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе протяжённостью 707 километров по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу – со Свердловской. Проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства железной дороги выступает Росжелдор.
Изначально магистраль предполагалось проложить к 2015 году, однако сроки реализации проекта неоднократно переносились. Позже строительство Северного широтного хода планировалось осуществить с 2018 по 2022 годы. В феврале 2017 года было заявлено об окончании строительства в 2023 году, стоимость проекта была оценена в 236 миллиардов рублей. Но после исключения СШХ из обновлённого проекта инвестпрограммы ОАО «РЖД» на 2020-2023 годы и концентрации инвестиций на приоритетном Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) сроки строительства Северного широтного хода оставались открытыми.
В апреле 2021 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин заявил, что строительство Северного широтного хода может быть профинансировано в будущем с помощью инфраструктурного кредита.
После завершения проекта ежегодный прогнозируемый объём перевозок должен составить 23,9 миллиона тонн (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).
В тоже время напомним, что история СШХ имеет более давние корни, еще в конце 1920-х годов она задумывалась как Трансполярная магистраль – проект железной дороги от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и до Чукотки. Представляете грандиозность замысла?
Как правило, в трансполярную магистраль включают города Мурманск и Архангельск в качестве крайних западных пунктов маршрута. Но дорога не была закончена, построенные участки были соединены с железнодорожной сетью страны через Печорскую железную дорогу.
Трансполярная магистраль была задумана в 1928 году в рамках широкого обсуждения вариантов реализации проекта Великий Северный железнодорожный путь.
Строительство пути началось в 1947 году. На сооружении дороги работало до 80 000 человек. В строительство было вложено 42 миллиарда рублей.