Погода в Мурманской области 24-26 ноября: для Заполярья – теплая

25 ноября ожидается переменная облачность, местами снег, туман, изморозь. Ветер – слабый, переменный. Температура воздуха: -2 -7°, ночью при прояснениях -12 -17°. Гололедица

К Земле приближается гигантский астероид

На минимальное расстояние к Земле астероид подойдет 29 ноября в 8:00 по московскому времени

Елизавета Туктамышева покажет класс в Оленегорске

23-летняя фигуристка должна провести мастер-класс, показательное выступление и фотосессию 28 ноября

Строители установили второй пролёт железнодорожного моста через Тулому

Конструкция длиной 144 метра и весом 1350 тонн заняла устойчивое монтажное положение на отметке 29 метров от верхнего обреза воды

Мурманский торговый порт надо заставить перейти на закрытую перевалку угля

Хозяева порта, понимая, что наносят прямой вред экологии Мурманска и здоровью мурманчан, предпринимают неимоверные усилия для создания имиджа порта как передового предприятия, стараются минимизировать последствия рассеивания угольной пыли водяными пушками, защитными экранами и т.д. Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что это мертвому припарки

Мурманск находится под сильным воздействием космической погоды

Полярные районы находятся под самым сильным влиянием космической погоды, которая связана с солнечной активностью, амплитуда магнитных бурь в средних и полярных широтах может отличаться в 100 раз

Объявлен конкурс на главную роль в первом художественном фильме, снятом в космосе

Общие требования к конкурсанткам: гражданство России, возраст от 25 до 45 лет, базовое знание английского, рост 150-180 сантиметров и вес 50-75 килограммов

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на ноябрь 2020 года

28 – Начало Рождественского поста у восточных христиан

Ничто не ново под Луной

Глава региона Андрей Чибис представил проект реконструкции вокзального комплекса Мурманска. 10 лет назад такую же идею выдвигал губернатор Дмитрий Дмитриенко

Перспективы угольного терминала «Лавна» под большим вопросом. Возможно, он будет никому не нужен

Как выяснил “КоммерсантЪ”, падение цен на уголь вновь поставило под вопрос строительство порта «Лавна» на западном берегу Кольского залива. Основные грузоотправители так и не подписали обязывающие соглашения о загрузке терминала и не стремятся участвовать в проекте, в который государство уже вложило 32 миллиарда рублей. Оператор проекта утверждает, что проводит корректировку его финансовой модели, бизнес-плана и сроков реализации. Однако эксперты сомневаются, что в сегодняшних реалиях у угольного порта в принципе есть перспективы.

Строительство угольного терминала «Лавна», первую очередь которого планировали запустить в конце 2020 года, может быть отложено на неопределенный срок, рассказали “Ъ” собеседники в отрасли. По их словам, на последних совещаниях представители угольных компаний-инвесторов уже говорили, что терминала «не будет».

Ключевая проблема в том, что в условиях кризиса и падения цен на уголь грузоотправители так и не подписали обязывающие документы по загрузке терминала на условиях take-or-pay.

Как рассказывают источники “Ъ”, об отсутствии таких соглашений упоминал 14 августа глава Минтранса Евгений Дитрих на заседании рабочей группы Госсовета по транспорту и энергетике. Он отмечал, что государство уже вложило в проект 32 миллиарда рублей, а ГТЛК – 15 миллиардов рублей.

Решение о строительстве угольного терминала «Лавна» в рамках развития Мурманского транспортного узла было принято еще в 2012 году. Изначально проект мощностью 18 миллионов тонн должны были реализовать «Кузбассразрезуголь» и «СДС-Уголь». Но в итоге они вышли из проекта, и его приобрела Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). В 2018 году было принято решение строить «Лавну» по концессии. Стоимость оценивалась в 24 миллиарда рублей. Частный инвестор должен вложить 0,9 миллиарда в подъездные железнодорожные пути, сама железная дорога (18 млрд руб.) строится за счет бюджета, как и дноуглубление и системы навигационного обеспечения (1,8 млрд руб.).

В ноябре 2018 года Росморречфлот подписал концессионное соглашение с оператором проекта ООО «Морской торговый порт "Лавна"» (МТП «Лавна). А в апреле 2019 года был сформирован состав акционеров. По данным “Ъ”, основные доли – по 30% – получили «Бизнесглобус», и Центр развития портовой инфраструктуры. Еще 25% у «СДС-Угля», 10% – у подконтрольной ОАО РЖД «РЖД – Инфраструктурные проекты», а 5% осталось у ГТЛК.

В марте губернатор Мурманской области Андрей Чибис заявил, что порт «Лавна» будет запущен в 2022 году и выйдет на проектную мощность (18 млн тонн) в первом квартале того же года. Источники “Ъ” летом рассказывали, что у проекта возникли сложности со строительством железной дороги.

В данный момент проводится корректировка финансовой модели, бизнес-плана проекта и сроков реализации концессии, сообщил гендиректор МТП «Лавна» Игорь Фрейдин, связав это с изменением конъюнктуры рынка угля на фоне пандемии, а также сдвигом сроков строительства железной дороги. Проект будет реализован, добавил он: проектная документация подготовлена, оборудование закуплено, строительство дороги продолжается, проводятся работы по открытию финансирования от Газпромбанка. Банк готов был предоставить ГТЛК более 30 миллиардов рублей на реализацию проекта.

В Минтрансе “Ъ” сообщили, что строительство объектов федеральной собственности в рамках развития терминала «Лавна» ведется согласно графику, предусмотренному госконтрактом. Рассматриваются возможные варианты дополнения угля другими видами грузов, например, минеральными удобрениями и железной рудой.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров говорит, что ключевая проблема связана со сроками строительства железной дороги из-за ситуации с коронавирусом.

Это приведет к сдвигу сроков реализации проекта, но об отказе от него говорить преждевременно, считает эксперт. Однако, по мнению Максима Худалова из АКРА, на сегодня строительство угольного терминала в западном направлении не имеет перспектив. «Декарбонизация ЕС – это долгосрочный тренд, возить уголь из западных портов в Азию в определенные моменты рыночной конъюнктуры можно, но закладываться на такое развитие слишком рискованно»,– говорит аналитик. Потенциально заменой углю для «Лавны» могли бы стать удобрения, которые Белоруссия планирует переориентировать на российские порты, но этот вариант также представляется рискованным. По мнению Максима Худалова, концентрироваться на одном грузе – «опасная стратегия» и будущее в РФ за универсальными портами.


 


Назад