16 августа 2020 14:27
На учения Северного флота Путин прилетел за штурвалом ракетоносца ТУ-160. Как это было
15 лет назад, 16-17 августа 2005 года, состоялись тактические учения Краснознаменного Северного флота, за ходом которых с борта тяжелого авианесущего крейсера «Петр Великий» наблюдал Президент РФ, Главнокомандующий Вооруженными силами РФ В.В. Путин.
В Мурманскую область, на аэродром Дальней авиации под Оленегорском, 16 августа президент прилетел на стратегическом ракетоносце-бомбардировщике ТУ-160. Во время полета Путин наблюдал за испытанием новой крылатой ракеты дальнего радиуса действия и пилотировал стратегический бомбардировщик Ту-160.
Испытания были проведены во время полета группы Ту-160, на борту одного из которых находился президент РФ.
"Это был не просто рядовой полет. Мы испытывали новую ракету", – сказал Путин журналистам после прибытия Ту-160 "Павел Таран" на аэродром под Оленегорском.
"Полтора года назад говорили о необходимости создания новой системы – высокоточной крылатой ракеты дальнего радиуса действия. Министр обороны доложил, что она успешно поразила цель. Это хороший результат", – сказал Путин.
Министр обороны Сергей Иванов уточнил, что все четыре крылатые ракеты, выпущенные с бомбардировщиков Ту-160, пришли в район полигона "Пембой", расположенный под Воркутой, и поразили цели.
Владимир Путин и экипаж в составе пилота генерал-майора Анатолия Жихарева, штурмана гвардии полковника Владимира Адамова и штурмана-оператора гвардии подполковника Олега Баранова выполнил полет на Ту-160 "Павел Таран".
Экипаж второго бомбардировщика – "Александр Голованов" – составили командующий 37-й армии генерал-лейтенант Игорь Хворов – командир экипажа, полковник Алексей Серебряков – второй пилот, подполковник Игорь Сазонов – штурман и майор Александр Ганнутин – штурман-оператор.
Экипаж третьего самолета Ту-160 "Александр Малодчий" возглавил подполковник Андрей Сенчуров.
Каждый самолет Ту-160 имеет свое имя.
Командир стратегического бомбардировщика Ту-160 во время полета доверил Владимир Путину пилотирование. Об этом президент сообщил журналистам, выйдя к ним в высотном костюме и гермошлеме цветов российского флага.
Отвечая на вопрос, не слишком ли рискованным был полет, Путин сказал: "Я не думаю, что риска много. Хотя машина формально и не принята на вооружение, но она несет боевое дежурство. Плюс ко всему в моем положении нужно лично знать, чувствовать, как это происходит. Мне было приятно посмотреть, как работают летчики – четко, слаженно и высокопрофессионально – как и должно быть в ВВС".
"Кроме прочего, интересно было – командир доверил мне попилотировать. Это приятное чувство. Думаю, так летают во сне", – сказал президент.
Перед полетом Путин прибыл на вертолете на аэродром Чкаловский, где прошел предполетную подготовку и медицинский контроль. Полковник медицинский службы Вячеслав Локшин измерил давление президенту. "У вас давление 120 на 80 – космическое", – сказал Локшин. "В космос на этот раз не полетим", – заметил Путин.
После медосмотра Владимир Путин переоделся в летную форму – высотный костюм, прошел предполетный инструктаж по безопасности и системе катапультирования.
После полета президент России поблагодарил экипаж, с которым совершил первый полет на стратегическом бомбардировщике.
Летчики подарили Путину макет Ту-160 "Павел Таран", размах крыльев которого в оригинале составляет 54 метра и равен половине футбольного поля, летную книжку Верховного главнокомандующего, в которой отмечены все полеты президента на военных самолетах, начиная от Су-25 до Ту-160. Президент получил в подарок также планшет с полетной картой сегодняшнего маршрута, летный комбинезон, пилотку и перчатки.
Полет президента на бомбардировщике продолжался пять часов. Ту-160 вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский. В кабине бомбардировщика Путин занял левое, командирское кресло.
Дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Павел Таран, именем которого назван самолет, – участник советско-финской и Великой Отечественной войн, совершил 386 боевых вылета, отличился в нанесении бомбовых ударов по объектам противника в Крыму, на Таманском полуострове, в Донбассе, дошел до Берлина.
Ту-160 – многорежимный стратегический ракетоносец-бомбардировщик, предназначен для поражения наземных и морских целей с малых и средних высот на дозвуковых скоростях и с больших высот на сверхзвуковых скоростях с применением стратегических крылатых ракет, управляемых ракет малой дальности и авиабомб.
Самолет выполнен по интегральной схеме, с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Крыло изменяемой геометрии обеспечивает полет по различным профилям, сохраняя высокие характеристики на сверхзвуковой и дозвуковой скоростях.
Конструктивно Ту-160 близок американскому стратегическому бомбардировщику В-1В, но имеет большую взлетную массу, боевую нагрузку и более высокие летно-технические характеристики.
Уменьшение эффективно-отражающей поверхности (ЭОП) самолета Ту-160 достигается интегральной компоновкой, низким расположением кабины экипажа, цельноповоротным вертикальным оперением (устранена щель между килем и рулем направления, увеличивающая ЭОП).
Самолет оснащен системой дозаправки в воздухе типа "шланг-конус" (в нерабочем положении штанга убирается в носовую часть фюзеляжа перед кабиной летчиков). Экипаж состоит из четырех человек и размещается в катапультных креслах (командир, помощник командира, штурман, штурман-оператор).
Основу успешного боевого применения самолета составляют ударно-навигационный комплекс и ракетно-бомбовое вооружение. Ударно-навигационный комплекс включает астронавигационную систему, инерциальную навигационную систему, прицельно-навигационный комплекс, оптоэлектронный бомбардировочный прицел и радиолокационную станцию. Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту, превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью вычислительными машинами.
Вооружение самолета, состоящее из авиационных крылатых ракет большой, средней и малой дальности, авиационных бомб и мин, размещается в фюзеляже в двух отсеках вооружения. Общая нагрузка вооружения составляет 22,5 тонны.