Любительский лов сёмги в Мурманской области откроется 15 мая, горбуши – 1 июня

На этот год Мурманской области для освоения в рамках разных видов рыболовства выделены 89,6 тонны атлантического лосося (сёмги) и 18 тонн горбуши

Число солнечных вспышек в 2025 году снизилось, а количество магнитных бурь на Земле резко возросло

Если с января по апрель 2024 года было всего восемь дней с бурями, то за первые четыре месяца этого года таких дней было уже 21, то есть в 2,5 раза больше

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2025 года

12 – День воинской славы России – День победного завершения советскими войсками Крымской наступательной операции (1944 год)

За последние 60 лет зима в российской Арктике стала короче

Зима в российской Арктике стала короче за последние 60 лет, она наступает на 3-10 дней позже и заканчивается на 5-10 дней раньше

Памятный знак «Первостроителям завода «Севморпуть» и поселка Роста». Один день в истории

25 лет назад, 3 октября 1998 года, в Мурманске, на улице Торцева у Дома офицеров Северного флота, торжественно открыт памятный знак «Первостроителям завода «Севморпуть» и поселка Роста».

Памятник изготовлен в Мончегорске. Его основание выложено шлифованным природным камнем. Сам памятный знак представляет собой плиту из полированного тёмного камня высотой 216 сантиметров и шириной основания 162 сантиметра.

В верхней части стелы выбита надпись: «Первостроителям судоремонтного завода «Севморпуть» и посёлка Роста». Ниже нанесены контуры городских кварталов и заводских корпусов, изображён тяжёлый атомный ракетный крейсер, символизирующий собой ударную мощь Северного флота.

В середине 30-х годов наша страна активно осваивала Северный морской путь. Для обслуживания ледокольного и транспортного флотов требовалась соответствующая инфраструктура и ремонтная база. Возведение завода за Полярным кругом стало необходимостью, но встречало множество трудностей. Вопрос об ускорении работ обсудили на заседании Политбюро. Сталин поручил одному из руководителей Главсевморпути И.Д. Папанину и секретарю ЦК ВЛКСМ А. Косареву активизировать дело.

В скором времени на Кольский полуостров прибыло около 20 тысяч юношей и девушек – по сути строительство судоремонтного завода к северу от Мурманска стало первой по-настоящему комсомольской стройкой в Заполярье. Трудились они ударно, и вскоре появились цеха, доки, мастерские, инженерные коммуникации. Возводили их поэтапно, поэтому еще до полного пуска завода здесь начали ремонтировать первые суда.

Жили первостроители в наскоро возведенных бараках. Так на территории Росты возникло несколько поселков: Береговой, Первого и Второго Плато, Комсомольский. Позже они слились в единый микрорайон. В январе 1937 года пустили в эксплуатацию железнодорожную ветку от Мурманска до завода. Вдоль залива проложили и шоссейную дорогу. Обе коммуникации действуют до сих пор.

В годы Великой Отечественной войны здесь обслуживались военные корабли – и советские, и союзников, получившие повреждения в ходе боевых действий.

В послевоенные годы 35-й завод был расширен и переключился практически полностью на выполнение заказов Северного флота. Здесь до сих пор ремонтируют самые крупные надводные корабли, включая и тяжёлые авианесущие крейсеры.


 

 


Назад