XIX Съезд КПРФ принял резолюцию о признании доклада Хрущева о Сталине ошибочным

Принятая резолюция связана с восстановлением полноты исторической справедливости в отношении Иосифа Сталина

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

17 – День памяти преподобного Андрея Рублева, знаменитого русского иконописца

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Сочи», «Нижний Новгород», "Оренбург"

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

В 1721 году Петр I не только завоевал, но и "выкупил" Прибалтику у Швеции

Победив в Северной войне Швецию, Россия не просто отвоевала, а "выкупила" территорию нынешних стран Балтии, заявил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Ровно 302 года назад, 10 сентября (30 августа по старому стилю) 1721 года, Россия и Швеция подписали Ништадтский мирный договор, положивший конец Северной войне (1700-1721).

По ее итогам Россия возвратила выход к Балтийскому морю, включила в свой состав территории Эстляндии (нынешняя Эстония), Лифляндии (восточная часть нынешней Латвии), части Карелии, Ингерманландии (юг нынешней Ленинградской области) и город Выборг, благодаря чему российское царство стало империей.

"Сегодня в историографии и школьных учебниках стран Балтии, в том числе Латвии и Эстонии, Северную войну представляют как российскую агрессию против Прибалтики. Такая трактовка истории видится просто нелепой, учитывая, что, будучи колониями Швеции, эти народы были абсолютно бесправны", – сказал Мягков.

Историк отметил, что латышские и эстонские крестьяне, считаясь в шведском королевстве исключительно как "податное население" и "база" для рекрутирования на фронт мужчин, гибель которых ничего не значила.

"В этой связи особенно смешно читать в современных латвийских и эстонских учебниках истории утверждения наподобие "латвийские крестьяне прятались по лесам и ждали шведские войска". Единственное, что шведские войска с ними бы сделали в реальности, – ограбили бы или "забрили" в солдаты", – подчеркнул собеседник агентства.

Научный директор РВИО напомнил, что с вхождением балтийских земель в состав Российской империи положение местного населения не только не усугубилось, но и, наоборот, начало постепенно улучшаться: в регионе развивалась промышленность и сельское хозяйство, строились порты и мануфактуры.

"Именно народы Балтии при императоре Александре I первыми на территории огромной империи были освобождены от крепостного права, задолго до "титульной нации" – русских. Как можно при таком "приоритетном" отношении представлять период российского правления как "оккупацию" и "угнетение"?" – сказал Мягков.

По мнению историка, отошедшие России прибалтийские территории справедливо считать не просто отвоеванными, а "выкупленными", поскольку взамен Швеция, проигравшая войну и из ведущей европейской державы превратившаяся в обычное государство без особых внешнеполитических амбиций, получила огромную выплату в 2 миллиона "ефимков" (русское обозначение ходившего тогда в Западной Европе серебряного талера, несколько меньшего по стоимости рубля).

"Петр отдал Швеции 2 миллиона "ефимков", то есть 56 тонн серебра. Чтобы было понятней – это стоимость примерно 50 линейных кораблей того времени или годовой бюджет шведского королевства, разоренного затяжной войной. Для нас это тоже было огромной суммой – где-то 1/3 тогдашнего бюджета русского царства", – пояснил Мягков.

Кроме того, шведскому королевству вернули Финляндию, которую на конец конфликта контролировали российские войска, а также разрешили ежегодно беспошлинно закупать и вывозить из России хлеба на 50 тысяч рублей.

Говоря об этих беспрецедентных уступках проигравшей стороне, в РВИО назвали несколько возможных причин "щедрости" Петра I.

Во-первых, Россия хотела сделать Швецию союзным государством и не подогревать в королевстве реваншистских настроений. Во-вторых, на данное решение могли повлиять действия короля польского и курфюрста саксонского Августа.

"Начиная войну, Петр договорился с Августом, что в случае победы России некогда бывшая провинцией Речи Посполитой Лифляндия отойдет от Швеции к Польше. Однако после поражения от войск шведского короля Карла XII в 1706 году Август вышел из коалиции с Россией, что Петр счел предательством и передумал отдавать Лифляндию. Именно поэтому он решил отразить в мирном договоре, что Прибалтику мы у Стокгольма не просто завоевываем, а покупаем, и никаких третьих претендентов на эти земли быть не может", – рассказал Мягков.

Историк отметил, что победа в Северной войне, которую в России с размахом праздновали на протяжении целого месяца, стала поворотной точкой в истории страны – благодаря ее успешному исходу, царство стало империей, а Петр I получил титулы "Великий" и "отец Отечества и император всероссийский".

"Благодаря победе в Северной войне наше государство получило уже другой – более высокий статус. Его не сразу приняли "старые" империи – Британская, Французская, Австрийская, – но уже ко временам "Дщери Петра", императрицы Елизаветы, большинство европейских стран смирилось с новым положением России. Страна ворвалась в семейство великих европейских держав, без учета интересов которой не мог решаться ни один важный вопрос на континенте", – подчеркнул Мягков.


 

 


Назад