26 сентября 2020 11:16
Народной артистке России Людмиле Максаковой исполняется 80 лет
Актриса театра и кино, народная артистка России Людмила Васильевна Максакова родилась 26 сентября 1940 года в Москве в семье баритона Большого театра Александра Волкова и солистки Большого театра, известной оперной певицы, народной артистки СССР Марии Петровны Максаковой (1902-1974).
В 1961 году окончила Театральное училище (ныне институт) имени Бориса Щукина (курс Владимира Этуша) и была принята в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где служит до сих пор.
Дебютировала на сцене в роли Маши Чубуковой в спектакле "Стряпуха замужем" по пьесе Анатолия Софронова. В 1962 году сыграла цыганку Машу в "Живом трупе" Льва Толстого.
В 1963 году, когда режиссер Рубен Симонов восстановил легендарный спектакль Вахтангова "Принцесса Турандот" по Карло Гоцци, он доверил Максаковой одну из главных ролей – татарскую княжну Адельму. Эта роль сразу принесла известность молодой Максаковой.
На счету актрисы более 50 ролей в театре: Книппер-Чехова ("Насмешливое мое счастье", 1965), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1968), Баронесса Кастелли ("Господа Глембаи", 1975), Анна ("Анна Каренина", 1983), герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1988), Паола ("Дама без камелий", 1990), Коринкина ("Без вины виноватые", 1993), Графиня ("Пиковая дама", 1996), Аркадина ("Чайка", 2002) и др.
В текущем репертуаре театра Максакова занята в спектаклях "Дядя Ваня" (2009), "Евгений Онегин" (2013), "Минетти" (2015), "Царь Эдип" (2016).
Актриса сотрудничала и с другими театрами. В Театре Романа Виктюка играла Таню в "Полонезе Огинского" (1994). В Театре на Покровке исполнила роль Элизабет в спектакле "Сон" (2001). Максакова также сыграла Раневскую в спектакле Эймунтаса Някрошюса "Вишневый сад" (2003) Международного Фонда Станиславского (Москва) и театра "Мено Фортас" (Вильнюс, Литва).
В театре "Мастерская Петра Фоменко" играла Грасиелу в постановке "Как жаль" (2006) по мотивам монопьесы "Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине" Габриэля Гарсия Маркеса и Настасью Ивановну – тетушку Иван Васильевича – в "Театральном романе (Записках покойника)" (2012) Михаила Булгакова.
В 1990 году Максакова дебютировала как режиссер-ассистент в спектакле Романа Виктюка "Уроки мастера", поставленном им в Театре им. Вахтангова.
В кино Людмила Максакова начала сниматься с середины 1960-х годов, дебютировав ролью Нины в фильме Григория Чухрая "Жили-были старик со старухой" (1964). Затем последовали главные роли в фильмах: "Татьянин день" (1967), "Неподсуден" (1969), "Плохой хороший человек" (1973), "Летучая мышь" (1978), "Поездки на старом автомобиле" (1986), "Индус" (2010) и другие.
Всего фильмография актриса включает более 40 киноработ, среди последних фильмов с ее участием "Анна Каренина" (2009), "Крест в круге" (2010), "Доктор Смерть" (2013), "Наследие" (2014), "Притяжение" (2017), "ВМаяковский" (2019), а также телесериал "Кухня" (2012-2015).
Помимо работы в театре и кино, Людмила Максакова преподает актерское мастерство в театральном институте имени Бориса Щукина.
В 2015 году вышла книга Людмилы Максаковой "Мое горькое, горькое счастье".
Максакова – член Союза театральных деятелей (1962), член Союза кинематографистов (1970).
Народная артистка РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1995). Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV (1996) и III степеней (2018). Имеет Благодарность Президента РФ (2011).
Лауреат премии имени К.С. Станиславского (1996), Российской национальной премии имени Андрея Миронова "Фигаро" (2015) и других.
Первым мужем Людмилы Максаковой был художник Лев Збарский, вторым – Петер Игенбергс. У актрисы двое детей – сын Максим Максаков (род.1970) от Льва Збарского и дочь Мария Максакова-Игенбергс (1977), ставшая оперной певицей. У Людмилы Максаковой три внука, четыре внучки и два правнука.
В биографии Людмилы Максаковой была история, связанная с композитором Микаэлом Таривердиевым и использованная позже в сценарии картины Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». По одной из версий, в 1960-х годах актриса была за рулём машины Таривердиева, когда на ночном Ленинградском проспекте прямо под её колеса из кустов выскочил человек. От удара человек погиб, а когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Таривердиев сказал, что за рулём был он. В результате композитор был осуждён, но освобождён по амнистии. Сама же Максакова эту версию историю опровергает, утверждая, что за рулём был композитор, который и сбил пешехода.