24 сентября 2020 10:04
Экспедиция Северного флота обследовал пароход «Челюскин», затонувший в Чукотском море
Отряд комплексной экспедиции Северного флота и Русского географического общества (РГО), находящийся на ледоколе «Илья Муромец», обследовал пароход «Челюскин», раздавленный льдами и затонувший в 1934 году в Чукотском море.
Исследователи с помощью многолучевого эхолота осуществили трехмерную акустическую съемку затонувшего объекта. Впервые удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин» с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин-350». Ранее сделать качественные съемки парохода не удавалось – район, где на глубине 50 метров затонуло судно, находится недалеко от Берингова пролива, здесь мощное течение и мутная вода.
На видеоизображении отчётливо видны носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин».
В настоящее время ледокол Северного флота «Илья Муромец» направляется к острову Врангеля. Там предполагается исследовать места, связанные с Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО) 1910-1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Также будут выполнены исследования в интересах научной группы РГО, сообщила пресс-служба Северного флота.
Напомним, в августе 2020 года ученые и поисковики Морспасслужбаы Росморречфлота также обследовали место гибели легендарного парохода в Чукотском море. Были обновлены данные по фактическому местонахождению парохода и создана трехмерная модель его состояния на дне, проведены водолазные спуски для идентификации и обследования судна.
И коротко о его гибели. Пароход, построенный для освоения Северного морского пути и названный в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семена Челюскина, затонул в феврале 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после почти пятимесячного дрейфа. На лед высадились 104 человека, операция по спасению которых с помощью авиации завершилась ровно через два месяца – она стала первой в мировой истории успешной крупномасштабной спасательной операцией в условиях Арктики. Это послужило началом создания мощной полярной авиации и полноценного освоения арктических трасс.