Российская премьер-лига. 25-й тур. Расписание игр

19 апреля, пятница: "Краснодар" – "Факел" (19:00);

20 апреля, суббота: "Рубин" – "Локомотив" (14:00); "Балтика" – "Крылья Советов" (16:30); ЦСКА – "Ахмат" (19:30);

21 апреля, воскресенье: "Нижний Новгород" – "Динамо" (14:00); "Зенит" – "Оренбург" (16:15); "Сочи" – "Урал" (18:15); "Ростов" – "Спартак" (20:30)

Сразу три магнитные бури накроют Землю в апреле

В течение апреля ожидается несколько периодов геомагнитных возмущений, но прогнозы, составляемые синоптиками, могут носить только предварительный характер, поскольку магнитное поле Земли постоянно находится в движении

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

19 – День подснежника

Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Желающих приглашают переплыть озеро Имандра в Мончегорске

Летом на озере Имандра пройдёт заплыв в холодной воде X-WATERS Imandra-2024. Участникам предстоит преодолеть 10-километровую марафонскую дистанцию. Старт будет взят у Риж-губы 10 августа, а финиш запланирован на набережной Мончегорска

Первая советская высокоширотная экспедиция на пароходе "Садко". Один день в истории

85 лет назад, 6 июля 1935 года, началась первая советская высокоширотная экспедиция Главсевморпути на ледокольном пароходе «Садко».

После того как ледокольный пароход «Сибиряков» в 1932 году впервые в истории полярных стран прошел в одну навигацию из Архангельска во Владивосток, было организовано Главное управление Северного морского пути. Одной из серьезных проблем, с которыми сразу столкнулось его руководство, была выход судов за пределы материковой отмели в более глубоководные районы Арктики, которые до того времени еще не были исследованы. Кроме того, и сама материковая отмель также еще не была до конца исследована, там можно было ожидать открытия новых островов и отмелей, влияющих на ледовый режим.

В 1934 году исследовательскому судну «Персей» удалось провести работы между островами Медвежьим, Ян-Майеном, кромкой гренландских льдов и Шпицбергеном, затем – в западной части Баренцева моря. Однако, по сути, эта экспедиция явилась лишь предварительной ледовой разведкой. Необходима была еще одна – более основательная. В пользу того, чтобы провести эту экспедицию именно в 1935 году говорили и прогнозы метеорологов, утверждавших, что в этом году ледовые условия будут благоприятны для проведения исследований. Поэтому было принято решение о продолжении исследований кромки льдов. Для обследования северной части Карского моря и выхода в этом районе на большие глубины Северного Ледовитого океана было определено лучшее ледокольное судно того времени «Садко».

Ледокольный пароход «Садко» был построен в 1913 году в Ньюкасле (Великобритания) и носил первоначально название «Линтрос». Водоизмещение парохода составляло 3800 тонн, длина – 77,7 м, ширина – 11, 4 м, скорость хода – 15 узлов.

С 1913 по 1915 годы «Линтрос» работал в качестве почтово-пассажирского парома в районе Ньюфаундленда. В 1915 году пароход был приобретен русским правительством для работы на линии Мурманск – Архангельск и переименован в «Садко».

16 июня 1916 года при перевозке груза для строительства железной дороги Кандалакша – Мурманск, наскочив на подводный камень, «Садко» затонул в Кандалакшской губе. В 1933 году пароход был поднят ЭПРОНом и уже год спустя после ремонта состоялся его первый выход в море. В 1934 году экспедиция на «Садко» под командованием капитана А.К. Бурке, в сопровождении ледокола «Ермак», основала полярную станцию на острове Уединения.

Начальником экспедиции 1935 года был назначен полярный исследователь Г.А. Ушаков, известный своими исследованиями Северной Земли, капитаном «Садко» стал опытный полярный капитан Н.М. Николаев. В состав экспедиции были включены океанологи, геофизики, метеорологи, синоптики, астрономы-геодезисты, гидрохимики, геологи, гидробиологи, корабельные инженеры, подрывники и механики-конструкторы. Для ведения ледовой разведки на борт «Садко» был взят самолет с известным полярным летчиком М.С. Бабушкиным.

Планом экспедиции предусматривалась возможность зимовки, поэтому судно было снабжено двухлетним запасом продовольствия, разборными домами и другим снаряжением. Предусмотрены были даже три упряжки ездовых собак и опытный каюр С.П. Журавлев. Никогда еще ни одна полярная экспедиция не была так хорошо подготовлена как в научном, так и в материальном отношениях.

6 июля 1935 года ледокольный пароход «Садко» вышел из Архангельска. Пополнив запасы в Мурманске, 12 июля экспедиция начала научные работы по маршруту от мыса Нордкап к южной оконечности Шпицбергена мысу Сёркап. 17 июля от Сёркапа «Садко» повернул на запад и по 76-й параллели направился к Гренландии. Кромка гренландских льдов была встречена только на 8° западной долготы. После этого «Садко» повернул на север, прошел вдоль кромки льдов до 78-й параллели, затем снова изменил курс на восток и 22 июля прибыл в шпицбергенский поселок Баренцбург. Произведенные на этом участке пути наблюдения полностью подтвердили прошлогодние предположения, сделанные на «Персее» о некотором потеплении Арктики в 1935 году.

Пополнив в Баренцбурге запасы угля, «Садко» вышел в море, обошел Шпицберген с севера. Параллельно с основными исследованиями  М.С. Бабушкин совершил несколько полетов для поиска легендарной «Земли Джиллиса», которую, якобы, видел на горизонте вице-адмирал  С.О. Макаров во время плавания 1899 года на ледоколе «Ермак». «Земля Джиллиса» обнаружена не была и с этого времени ее поиски прекратились. Пополнив 24-29 августа запасы угля в бухте Русская Гавань (Новая Земля), экспедиция выполнила океанологические исследования по линии мыс Желания – остров Визе – остров Греэм-Белл (Земля Франца-Иосифа). Достигнув географической точки с координатами 81°38' северной широты и 73°18' восточной долготы, «Садко» встретил тяжелые льды и айсберги.

Огромный район на крайнем севере Карского моря между Землей Франца-Иосифа и Северной Землей представлял в то время «белое пятно». Поэтому уже первые дни плавания здесь принесли много неожиданного. 1 сентября в центре обширного мелководья с координатами 80°50' северной широты и 79°20' восточной долготы был открыт небольшой остров, длиной около 25 км, высотой около 250 м. Участники экспедиции произвели высадку на остров, который был назван в честь начальника экспедиции островом Ушакова. Мелководье вокруг острова также представляло большой научный интерес. Дело в том, что оно разделяло северный район Карского моря на две части, при этом стоящие на мели айсберги сдерживали напор льдов. Открытие острова Ушакова стало последним большим географическим открытием в Арктике. В ходе дальнейшего плавания «Садко» были открыты глубокие подводные желоба, прорезающие Карское море с севера на юг, скрытые под толщей вод равнины и горные цепи, вершины которых поднимались в виде отдельных отмелей.

Через каждые 30 миль маршрута судна заранее были размечены пункты остановок для проведения комплексных океанографических исследований (станций), которые проводились несмотря на шторма. При этом у каждого члена экспедиции, независимо от его основной должности, научный сотрудник он или журналист, летчик или кинооператор, во время проведения исследований было свое постоянное рабочее место у лебедок, тралов, батометров и т.д.

После открытия острова Ушакова «Садко» направился к мысу Литвинова на Северной Земле, где были открыты еще три небольших островка. Выдержав жестокий шторм, «Садко» снова направился на север, где участники экспедиции описали северные и западные берега открытого в 1930 году острова Шмидта.

12 сентября «Садко» достиг северной оконечности Северной Земли мыса Молотова, после чего повернул вдоль кромки льдов на северо-запад и достиг географической точки с координатами 82°41,6' северной широты и 87°04' восточной долготы. Данная широта в то время была рекордной для всех свободно плавающих, то есть не дрейфующих со льдами судов. На рекордной широте «Садко» первым из таких судов вышел на большие глубины Арктического бассейна и на глубине 2 365 м «произвел полную океанологическую станцию», исследовав состав воды, грунта и живых микроорганизмов.

Как вспоминали участники экспедиции, во время плавания «Садко» во льдах были на практике проверены два главных правила использования судов в арктическом плавании. Первое правило – прижиматься к берегу при отжимных от берега ветрах и отходить от берегов при нажимных ветрах. Второе правило – при плавании в районах с четко выраженными приливными явлениями пользоваться понятием так называемого «ледового часа». Во время плавания на «Садко» участники экспедиции подмечали время наибольшего сжатия льдов и определяли таким образом «ледовый час». Когда «ледовый час» заканчивался, напор льда ослабевал. В дальнейшем на время очередного «ледового часа» «Садко» стопорил машины и выжидал начала разрежения льда. Таким образом, значительно уменьшался расход угля на медленное и подчас безрезультатное продвижение судна ударами форштевня по напирающему льду.

Спустившись на юг, еще раз обследовав остров Ушакова, «Садко» взял курс к Земле Франца-Иосифа, затем повернул к острову Визе и через Югорский Шар 28 сентября 1935 года вернулся в Архангельск. Вся экспедиция была проведена за 84 дня. За это время «Садко» прошел почти 6500 миль, из них половину за пределами восьмидесятой параллели, превысив достижения всех свободно плавающих судов в высоких широтах Арктики.

В ходе экспедиции 1935 года ледокольному пароходу «Садко» первому удалось перешагнуть границы материкового склона и выйти на большие глубины Центральной Арктики. Экспедиция принесла ценные сведения о жизни, скрытой под покровом паковых льдов, о динамике вод малоисследованного Полярного бассейна. Именно с экспедиции «Садко» начиналась летопись планомерных работ отечественных полярников в Центральной Арктике. Особенно интересными для науки оказались данные о распространении в высоких широтах атлантических вод. В ходе экспедиции было установлено, что температура воды, которую Гольфстрим вносит в арктические моря и Северный Ледовитый океан, значительно повысилась по сравнению с концом XIX века. Это дало ключ к объяснению многих явлений арктической природы. Примечательна экспедиция еще и тем, что она существенно обогатила теорию ледового плавания. «Самый длинный путь по чистой воде намного короче, чем самый короткий путь во льдах», «Надо плавать среди льдов, по возможности не касаясь самих льдов», «Идя вперед во льды, трижды проверяй тылы» – эти и другие неписаные правила сегодняшних полярных капитанов были впервые апробированы именно во время высокоширотного плавания «Садко».

Последующая судьба знаменитого ледокольного парохода сложилась следующим образом. Летом 1937 года на «Садко» (капитан Н.И. Хромцов), под руководством профессора В.Ю. Визе, из Мурманска к островам Де-Лонга направилась очередная экспедиция. Однако в связи с изменившейся ледовой обстановкой задачи «Садко» были вскоре изменены. Ледокол был направлен для помощи затертым льдами судам в Карском море и море Лаптевых. Но попытка преодолеть льды оказалась неудачной. «Садко» также оказался зажат льдами в районе Новосибирских островов. Вместе с ледокольными пароходами «Малыгин» и «Георгий Седов», «Садко» дрейфовал во льдах на север от Бельковского острова до 83°05' северной широты. При этом на пароходе не имелось достаточных припасов для долгой зимовки. Из-за сложных метеоусловий часть членов экспедиции и экипажа удалось эвакуировать лишь в апреле 1938 года. Сам «Садко» был освобожден из ледового плена ледоколом «Ермак» в сентябре 1938 года.

11 сентября 1941 года, следуя с острова Диксон на Землю Франца-Иосифа, «Садко» наскочил на ранее неизвестную подводную банку вблизи островов Известий ЦИК в Карском море и затонул. Экипаж был спасен ледоколом «Ленин». Однако капитан ледокола А.Г. Корельский был обвинен во вредительстве и расстрелян.

Впоследствии в честь ледокола «Садко» был назван один из островов архипелага Норденшельда, а также пограничный ледокольный сторожевой корабль, построенный в 1968 году.


 


Назад