2 июня 2020 10:56
Шведские паровозы для Мурманской железной дороги. Один день в истории
100 лет назад, 2 июня 1920 года, председатель Совета труда и обороны (СТО) В.И. Ленин подписал постановление СТО «Об эксплуатации и достройке Мурманской железной дороги».
В начале 1920 года после освобождения Красной Армией Мурманского края Центральным управлением военных сообщений была создана особая комиссия для обследования и установления возможности планомерной эксплуатации Мурманской железной дороги.
Комиссия констатировала, что «функционирование всей дороги без срочной и мощной помощи извне может продолжиться лишь до 1 июня с. г.», что использование Мурманского порта возможно только при исправности Мурманской железной дороги.
В этих целях Центральным управлением военных сообщений совместно с представителями Народных комиссариатов продовольствия, путей сообщения, государственного контроля были выработаны проекты постановления и положения и 27 мая представлены в СТО на обсуждение.
Оба проекта были рассмотрены на заседании СТО 28 мая; было постановлено «обязать всех членов СТО, ведомства коих были представлены в комиссии, подписать постановление о постройке и эксплуатации Мурманской железной дороги и представить на подпись Председателю СТО».
2 июня В. И. Ленин подписал постановление и положение.
В соответствии с этим решением, в частности, были закуплены паровозы в Швеции (на фото).
А вот сам текст документа:
«Постановление Совета Труда и Обороны «Об эксплуатации и достройке Мурманской железной дороги»
Совет Труда и Обороны постановил:
1. Поддержание правильной эксплуатации на Мурманской железной дороге и планомерная достройка ее признаются государственной внеочередной и срочной задачей, в связи с чем все мероприятия, устанавливаемые в целях содействия сему, подлежат выполнению в военно-срочном порядке.
2. Для придания возможно большей сорганизованности в работе отдельных рабочих органов, подлежащих сосредоточиванию на северном участке Мурманской железной дороги, для выполнения намеченного плана работы вводится со дня утверждения настоящего постановления прилагаемое при сем «Положение о смешанной (военно-гражданской) эксплуатации северного участка Мурманской железной дороги Масельская – Мурманск (Масельская исключительно)».
3. Ввиду исключительного значения для Республики успешного выполнения намеченных мероприятий, все советские, гражданские и военные как центральные, так и местные, органы власти обязываются оказывать полное и всестороннее содействие общему делу, отнюдь не допуская междуведомственных трений и волокиты.
4. Особые задачи возлагаются по принадлежности на Главснабарм, Центральное управление снабжения, Центральное управление красноармейских лавок и Главсанупр на точных основаниях, изложенных в «Положении», упомянутом в п. 2 сего постановления.
5. Особой задачей Высшего совета народного хозяйства ставится срочная заготовка всего того имущества, снабжение коим Мурманской железной дороги возлагается на соответствующие органы, указанные в п. 4 сего постановления.
6. Главсанупр обязуется в недельный срок, совместно с Главснабармом и ЦУСом, при участии представителей Народного комиссариата путей сообщения и ЦУПВОСО выработать норму усиленного пищевого и вещевого довольствия, соответствующего климатическим и санитарным условиям полярных условий быта северного участка Мурманской железной дороги.
Председатель Совета Труда и Обороны В. Ульянов (Ленин).
Секретарь Л. Фотиева.
Москва, Кремль.
2 июня 1920 г."