ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Из Колы на восток через Ледовитый океан: первая неудачная попытка. Один день в истории

255 лет назад, 9 (20) мая 1765 года, из Колы «для отыскания морского пути в Восточную Индию» на трех двухмачтовых шлюпах отправилась секретная экспедиция под командованием капитана I ранга В.Я. Чичагова.

Во второй половине XVIII века попытка проникнуть вглубь Северного Ледовитого океана, достичь полюса и пройти в Тихий океан была предпринята русскими мореплавателями. Экспедиция была организована по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова, который, основываясь на замечательном опыте русских поморов, пришел к выводу о возможности прохода на восток через Гренландское море между Шпицбергеном и Гренландией. Северному мореплаванию посвящено его сочинение «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию».

О самой «возможности достигнуть от Шпицбергена через Северный полюс в восточное море» Ломоносов отзывался как об «утверждении и умножении Российского могущества на востоке», вследствие чего «усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою, чрез изобретение Восточно-северного мореплавания в Индию и Америку».

14 мая 1764 года был издан правительственный указ об экспедиции, который гласил: «Для пользы мореплавания и купечества на восток, наших верных подданных, за благо избрали мы учинить поиск морского проходу Северным океаном в Камчатку, и далее». Организация экспедиции держалась «в глубочайшей тайне, даже и от Сената до времени»; было предписано официально называть ее «Экспедицией о возобновлении китовых и других звериных и рыбных промыслов».

Экспедиция должна была отправиться на трех морских судах, «к сему предприятию удобных» и снабженных на два-три года и «сверх того всякими надобными орудиями без скудности». Всем судам предписывалось взять «по промышленничей избе, для зимовья, ежели оно случится».

Особенное внимание было обращено на укомплектование экипажа судов; для экспедиции подыскивались бывалые и знающие люди, знакомые с полярными условиями. Чтобы заинтересовать их в ответственном плавании, указом предписывалось «во время всего пути, всем офицерам, унтер-офицерам и рядовым, определяемым по их чинам, двойное жалованье, а наемным людям двойную плату против обыкновенной, которые и года на два впредь выдать можно».

Экспедиция была снабжена самыми совершенными по тому времени мореходными и астрономическими приборами. На каждом судне находились грегорианские трубы, две подзорные трубы, гадлеев квадрант, барометр, термометры для определения температуры воды и воздуха, приборы для определения элементов земного магнетизма, астрономические таблицы, карты и т. п.

Перед экспедицией была поставлена широкая программа научных исследований. Она должна была производить метеорологические и гидрологические наблюдения, наблюдения над льдами, измерять глубины моря и температуру, определять склонение компаса, брать пробы воды на химический анализ, изучать животный и растительный мир, собирать образцы минералов, производить этнографические наблюдения, если придется встретиться с людьми, описывая их вид, нравы, быт, платье, жилище и пищу. Предписывалось вести астрономические наблюдения, обращать внимание на приливо-отливные явления, течения, изменение характера вод и берегов и на движение льдов.

6 июня 1764 года для организации базы в бухте Кломбай на Шпицбергене отправились шесть судов под командой капитан-лейтенанта М. Немтинова. Достигнув 5 августа Кломбая и построив там рубленые избы, амбар и баню, Немтинов в том же году вернулся обратно. На базе осталась зимовать партия унтер-лейтенанта Рындина.

Начальником главной экспедиции и капитаном флагманского судна был назначен капитан В.Я. Чичагов; двумя другими судами командовали капитан И. Панов и капитан В. Бабаев. Все суда носили имена своих командиров. Корабли были построены в Архангельске для полярного плавания, имели особые крепления и специальную ледовую обшивку. На «Чичагове» имелось 16 пушек, а на «Панове» и «Бабаеве» – по 10. Экипажи судов состояли из 178 человек.

1 сентября 1764 года экспедиция Чичагова вышла из Архангельска, без препятствий достигла Кольского полуострова и расположилась на зимовку в Коле.

9 (20) мая 1765 года все три судна покинули Кольский залив. Они благополучно достигли Кломбая, но были там задержаны льдами.

3 июля Чичагов направился на запад; вскоре он снова был остановлен труднопроходимыми льдами. Корабли повернули на север. 23 июля они находились на широте 80º 26′. Встречая всюду непроходимые льды и чувствуя, что время уже клонится к осени, Чичагов, посоветовавшись с командирами других судов, решил отправиться обратно и уже 20 августа прибыл в Архангельск. Таким образом, плавание Чичагова успеха не имело.

Поспешное возвращение экспедиции вызвало недовольство Адмиралтейств-коллегии; изучив все журналы Чичагова, она пришла к заключению, что «капитан Чичагов стремился только простирать путь к северу, не подумал, что ежели бы он пошел от Кломбайской губы к западу, то мог бы, может быть, легко плыть около северных берегов Гренландии». Главное же обвинение состояло в том, что начальник экспедиции весьма рано и без основательной причины вздумал возвратиться назад.

 


 


Назад