14 апреля 2020 09:33
Маяковский: "Шагай, стомиллионная масса, / в ста миллионах масок!"
Один из крупнейших русских поэтов ХХ века, драматург Владимир Маяковский всегда стоял на страже санитарного просвещения, отличался чистоплотностью и имел опыт самоизоляции, рассказали в Государственном музее Маяковского.
14 апреля исполняется 90 лет со дня смерти великого поэта.
"У Маяковского был опыт самоизоляции. Ровно два месяца, с 28 декабря 1922 до 28 февраля 1923 года он по уговору с Лилей Брик выходил только в редакцию, а в остальное время сидел дома. Огромный человек, запертый в маленькой комнате на Лубянском проезде, без перерыва писал стихи. Результат, правда, того стоил: появилась гениальная поэма "Про это". Еще Маяковский – "певец кипяченой и ярый враг воды сырой" – всегда стоял на страже санитарного просвещения. На его плакатах – страшные зеленые холера и тиф", – рассказала научный сотрудник музея Галина Антипова.
Известно, что повышенная чистоплотность Маяковского стала последствием несчастного случая в семье. "Маяковский был до болезненности чистоплотен. Его отец умер от заражения крови, поранив палец. Это воспоминание и страх остались у поэта на всю жизнь", – напомнили в музее.
Сложно сказать, как поэт отреагировал бы на нынешнюю эпидемиологическую ситуацию, но, по словам Антиповой, строчки Маяковского: "Шагай, стомиллионная масса, // в ста миллионах масок!" – сегодня обретают новый смысл.
"Последние десятилетия мы все открываем для себя нового Маяковского, под другим углом смотрим на всё его творчество. Маяковский – художник, Маяковский – рекламщик, Маяковский – в театре, кинематографе. Удивительная полнота творческой личности не даёт нам сказать: "вот теперь-то мы знаем, кто таков Владимир Маяковский". В далеком прошлом осталось однобокое представление о Маяковском как "поэте революции", – добавила начальник отдела мемориальных квартир Наталья Черкашина.
В связи со сложной эпидемиологической ситуацией Музей Маяковского временно закрыт для посетителей, поэтому впервые за долгие годы не будут организованы встречи и посещение могилы на Новодевичьем кладбище, чтение стихотворений у памятника на Триумфальной площади. Вместо этого сотрудники учреждения проводят мероприятия в онлайн-формате.
"14 апреля с 10 часов 15 минут (время, когда в "комнатенке-лодочке" прозвучал роковой выстрел) и до конца дня мы будем выкладывать в социальных сетях фотоматериалы, опубликуем прощальное письмо, адресованное "Всем", написанное за два дня до смерти, покажем посмертную маску и разместим знаменитое обращение Лили Брик к Иосифу Сталину, после которого Маяковский на официальном уровне стал "лучшим и талантливейшим поэтом", – сообщила ученый секретарь музея Наталья Качур.
По ее словам, на официальном сайте учреждения также появится презентация "30 дней. Роковой выстрел. Обратный отсчет", рассказывающая о последнем месяце жизни поэта, который болел, мучаясь от тоски, любви и уязвленного самолюбия. "Также будут размещены кинохроника – как Москва прощалась с "железным" поэтом – и воспоминания современников и родных о трагическом событии – презентация "Твой выстрел был подобен Этне", – добавила она.
Сотрудники музея отмечают, что творчество Маяковского остается востребованным в наши дни и пользуется большой популярностью.
"Владимир Маяковский очень прямой поэт, он требовал бескомпромиссности не только от читателей, но, прежде всего, от себя. Он максимально искренен и прям, сердцем наружу, с абсолютно полной самоотдачей. Такая поэзия не может не волновать спустя и столетие. Прибавьте к этому профессионализм и ответственность подхода к своему труду, "выгранивание" строк, и получится рецепт востребованности творческого наследия Владимира Маяковского на протяжении уже почти века", – отметила Черкашина. По ее словам, Маяковский – настоящий поэт вне времени, потому что его строки остаются актуальными, несмотря на меняющиеся политические парадигмы и настроения общества. "В чем секрет? – Маяковский никогда не врал", – заключила она.
Биография Владимира Маяковского
Русский советский поэт и драматург Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии России (ныне Грузия) в семье лесничего.
Его отец происходил из запорожских казаков, прадед отца был полковым есаулом Черноморских войск, что дало ему право получить звание дворянина. Мать поэта была дочерью капитана Кубанского пехотного полка. У Маяковских также росли две дочери.
С 1902 года Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси, затем в Москве, куда в 1906 году после смерти отца переехал вместе с матерью и сестрами. Курса гимназии не окончил. В конце 1907 – начале 1908 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков).
В 1908-1909 годах учился в подготовительном классе Строгановского художественно-промышленного училища (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). После учебы в студиях художников в 1911 году Маяковский поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, в 1914 году был исключен из учебного заведения за публичные выступления.
Маяковский принимал участие в подпольной работе. Трижды подвергался арестам, 11 месяцев провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, откуда был освобожден в январе 1910 года на поруки матери, после чего вышел из партии.
Его первые стихотворные опыты относятся к 1910 году, когда будущий поэт был еще в тюрьме.
В 1912 году Маяковский опубликовал первое стихотворение "Ночь" в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу". Принимал участие в художественных выставках современного искусства, выступал с чтением своих стихов.
В 1913 году вышел его первый сборник "Я". В декабре 1913 года в петербургском театре "Луна-парк" была поставлена при участии автора трагедия "Владимир Маяковский", в которой поэт исполнил главную роль.
Маяковский вместе с членами группы кубофутуристов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов (отказ от всех традиций), активно участвовал в "футуристических турне" по России – коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов.
В 1915-1917 годах он был призван в Петроградскую Военно-автомобильную школу, где служил чертежником, в 1917 году был награжден медалью "За усердие".
В этот период вышли его поэмы "Облако в штанах" (1915), "Флейта-позвоночник" (1916), "Человек" (1916-1917).
В 1916 году вышел его стихотворный сборник "Простое, как мычание", где поэт попытался собрать воедино стихи, опубликованные ранее. Через год была опубликована поэма "Война и мир".
В день Октябрьской революции 1917 года Маяковский был в Смольном, где находился штаб восстания. Он был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время были опубликованы "Наш марш", "Ода революции".
Пьеса "Мистерия-Буфф" была написана в 1917-1918 годах и поставлена к первой годовщине революции самим автором (Маяковский также участвовал в создании костюмов и декораций и исполнил несколько ролей).
В декабре 1918 года во время выступления в Матросском театре в Петрограде впервые прозвучал его "Левый марш". В 1919 году он работал над поэмой "150 000 000".
В марте 1919 года Маяковский переехал в Москву, где с октября 1919 года по февраль 1922 года активно сотрудничал с РОСТА (Российское телеграфное агентство) над текстами и рисунками для "Окон сатиры". Им были сделаны рисунки для 400 с лишним плакатов и для более 600 плакатов написаны тексты.
В 1920-х годах Маяковский активно работал над рекламой и дизайном упаковки (трест "Моссельпром", "Резинотрест", ГУМ и др.), сотрудничал с периодическими изданиями.
Поэт стал организатором группы "Комфут" (коммунистический футуризм, 1918), а также "Левого фронта искусств" (ЛЕФ, 1923). В 1923-1928 годах редактировал журнал "ЛЕФ", "Новый ЛЕФ".
В 1922-1929 годах Маяковский совершил восемь поездок в Западную Европу и один раз в Америку (Куба, Мексика, США).
Написал поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923), сборник стихотворений "Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка" (1926).
В конце 1920-х годов также появились стихотворения "Товарищу Нетте, пароходу и человеку", "Сергею Есенину" (оба 1926), "Стихи о советском паспорте" (1929) и др. Советской критикой были отмечены поэмы "Владимир Ильич Ленин" (1924) и "Хорошо!" (1927). Пьесы "Клоп" (1928, поставлена в 1929) и "Баня" (1929, поставлена в 1930) были написаны для театра Всеволода Мейерхольда. В 1930 году Маяковский представил поэму "Во весь голос".
Наряду с поэтической деятельностью он работал в кино, написал сценарии к кинолентам "Погоня за славой" (1913), "Закованная фильмой" (1918), "Не для денег родившийся" (1918), "На фронт" (1920), "Трое" (1928), "Октябрюхов и Декабрюхов" (1928).
В фильме "Барышня и хулиган" (1918) Маяковский выступил как режиссер, сценарист и исполнитель главной роли. Также он сыграл демона в короткометражном фильме "Драма в кабаре футуристов № 13" (1914), исполнил главные роли в картинах "Закованная фильмой" и "Не для денег родившийся".
В феврале 1930 года, выйдя из состава РЕФа (Революционный фронт искусства, в который реорганизовался ЛЕФ), Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Многие из литературных соратников порвали с поэтом отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского". Ее игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу (РЕФу).
Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой поэта.
14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде в Москве Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Поэт не был женат. В Америке у него родилась дочь Патриция (1926-2016) от переводчицы Элли Джонс (Елизаветы Зильберт). В последствии Хелен-Патриция Томпсон (Елена Владимировна Маяковская) стала психологом в области семейных отношений, доктором философии, профессором. Об отце она написала книгу "Маяковский на Манхеттене, история любви".
Продолжительные отношения связывали Маяковского с Лилей Брик (1891-1978), женой критика Осипа Брика (1888-1945). В последние годы жизни возлюбленной поэта была актриса Вероника Полонская (1908-1994).
В 1938 году в Москве был открыт Государственный музей В.В. Маяковского. Также в Москве для посетителей работает филиал музея – мемориальная "Квартира на Большой Пресне".
Осенью 2018 года в Москве в Студенецком переулке откроется мемориальная квартира, где жили мать и сестры Владимира Маяковского.