1 октября 2019 13:21
Московский театр Сатиры отметит свое 95-летие премьерой 10 октября
Московскому театру Сатиры 1 октября исполняется 95 лет, но отмечать памятную дату театр будет 10 октября новым спектаклем, созданным специально к ней, рассказал художественный руководитель театра Александр Ширвиндт.
"95 – это не юбилей, а дата. Юбилей будет через пять лет, когда театру исполнится 100. Но поскольку не все смогут дожить до юбилея, мы решили отметить сейчас. И 10 октября у нас – премьера. Специально к этой дате сочиняем спектакль", – сказал Ширвиндт.
По его словам, это будет шутливая ироничная постановка "Хотим сыграть Мольера" по мотивам пьесы "Мещанин во дворянстве" с Федором Добронравовым в главной роли.
"Многое не успеваем, декорации и костюмы готовы не все, актриса заболела, кто-то опаздывает, но решили – путь будет, что будет", – уточнил Ширвиндт, ставший постановщиком спектакля.
"Хотим сыграть Мольера" будет со стихами Юлия Кима, музыкой Владимира Дашкевича и вольными импровизациями актеров.
1октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в Гнездниковском переулке, где раньше было кабаре "Летучая мышь", начал свою жизнь Московский театр Сатиры. Первым спектаклем труппы стало обозрение "Москва с точки зрения", в создании которого принимали участие молодые тогда писатели Николай Эрдман, Виктор Ардов, Лев Никулин. Именно это веселое остроумное представление – абсолютное детище театра Сатиры, поскольку аналогов этому жанру не было, стало надолго определяющим направлением в репертуаре театра.
В 1933 году театр возглавил ученик Станиславского и Вахтангова Николай Горчаков, который расширил репертуар. К сотрудничеству он привлек Николая Погодина, Алексея Толстого, братьев Тур. Репертуар пополнился произведениями Чехова, Мольера, Горького.
В конце 1940-х в труппу пришли артисты, которые стали настоящими звездами театра и любимцами публики на долгие годы: Георгий Менглет, Борис Тенин, Татьяна Пельтцер, Анатолий Папанов, Вера Васильева, которая до сих пор выходит на сцену родного театра (вчера ей исполнилось 94 года).
В начале 1950-х в театр пришел ученик Мейерхольда Валентин Плучек, который в 1957 году возглавил коллектив. Его правление стало самой славной страницей в истории театра Сатиры.
В те годы театр был одним из самых популярных в Москве – попасть на его спектакли было невозможно, у входа перед спектаклями дежурила конная милиция. Так было и на первых постановках Плучека – "Баня" и "Клоп" Маяковского, "Домоклов меч" Хикмета, и потом – "Женитьба Фигаро", "Горе от ума", "Ревизор", "Трехгрошовая опера", в которых блистали Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт.
Это был период, когда театр Сатиры называли самым "запретным" театром. Запрещали и "Домоклов меч", и "Теркин на том свете", и "Доходное место", и "Банкет" в постановке Марка Захарова, "Недоросль" в режиссуре Александра Ширвиндта.
Большим ударом для театра стали в 1987 году кончины Миронова и Папанова, ведущих артистов, на которых держался репертуар. Тогда пришлось закрыть 13 спектаклей.
В 1994 году Плучек поставил свой последний спектакль "Укрощение строптивой", который театр до сих пор бережно хранит в своем репертуаре. В 2000 году эпоха Плучека завершилась, и новым художественным руководителем стал Ширвиндт, которого избрал коллектив. Как говорит сам Ширвиндт, он соглашался на полгода, а вот уже почти 20 лет на этом посту.
В настоящее время в репертуаре театра спектакли по пьесам Островского, Чехова, Шекспира, Лопе де Веги, по произведениям современных драматургов.
Поскольку Ширвиндт давно преподает в Щукинском училище, лучших своих учеников он забирает к себе в театр, они составляют костяк труппы.
На сцене театра Сатиры выступают Федор Добронравов, Светлана Рябова, Максим Аверин, Елена Подкаминская, Алена Яковлева.