17 августа 2019 11:42
Первый на советском флоте экипаж коммунистического труда – мурманский. Один день в истории
60 лет назад, 17 августа 1959 года, коллективу дизель-электрохода «Индигирка» Мурманского морского пароходства впервые на морском флоте присвоено звание экипажа коммунистического труда.
Дизель-электроход "Индигирка" спущен на воду 8 сентября 1956 года на верфи "Де Шельда" (Флиссенген, Голландия). Это было пятое судно серии дизель-электроходов типа "Лена", предназначенное для автономного плавания во льдах Арктики. Со вступлением в состав Мурманского морского арктического пароходства дизель-электроход стал выполнять рейсы в наиболее трудных районах Арктики, работал в зимних условиях на Белом и Баренцевом морях, осуществлял каботажные и заграничные перевозки.
Первое зимнее (1958-1959) плавание по морю и реке Северная Двина было поручено именно экипажу "Индигирки" под командованием капитана Андрея Пинежанинова. Экипаж успешно обеспечил вывоз целлюлозы из Архангельска в порты Европы. Если ранее целлюлозу отправляли по железной дороге в Мурманск или Прибалтику и там перегружали на морские суда, то теперь она прямо с архангельских складов шла в трюмы "Индигирки". Тогда за четыре зимних рейса было вывезено свыше 15 тысяч тонн целлюлозы на экспорт, что помогло сократить транспортные издержки почти на миллион полновесных советских рублей.
Блестящая страница в биографии экипажа – рейсы к берегам острова Кубы. В начале 1960-х США объявили экономическую блокаду и предприняли вооруженную интервенцию против кубинского народа. Разразился так называемый "карибский кризис", мир тогда был поставлен на грань войны. 15 сентября, загрузившись в Североморске, "Индигирка" направилась в очередной рейс к берегам острова Свободы. Перед выходом в море капитан получил пакет с секретным приказом, который требовал в случае ареста судна, других "чрезвычайных обстоятельств", немедленно уничтожить груз, то есть, затопить судно: в трюмах "Индигирки" находились баллистические ракеты, которые тайно перебрасывались на Кубу. Во время перехода американская подводная лодка четыре часа преследовала судно, а боевые самолеты облетали его постоянно. Но экипаж уверенно и спокойно выполнил задачу.
В 1964 году была открыта регулярная грузовая линия из Европы в Канаду с красивым названием "Арктик Лайн". Наши моряки осваивали зимнюю навигацию на порт Монреаль, опираясь на свой опыт ледовых плаваний в Арктике, участвовали в международном состязании за почетный приз "Золотая трость", который присуждался судну, первому в новом году достигшему порта Монреаль. В 1966 году на него претендовали два капитана – датского судна "Тора Дан" и нашей "Индигирки". Они опередили других, придя к устью реки Святой Лаврентий. Датский капитан не раз ходил этим маршрутом, уже владел "Золотой тростью" и потому был уверен в победе. На одном из последних поворотов реки капитан "Индигирки" Андрей Пинежанинов, удачно сманеврировав, обошел соперника. Тысячи канадцев, наблюдавших с берега за событиями, с восторгом встретили судно-победитель. А через пару недель экипаж "Индигирки" еще раз удивил канадцев. Он сумел пройти через спрессованные льды и вывел из ледового плена на чистую воду канадское судно "Форт Рамсей". В знак уважения и признания мастерства капитану Пинежанинову было присвоено звание почетного члена Арктического института Северной Америки.
1 января 1973 года в Дудинке впервые за 300-летнюю историю порта открылась навигация нового года, а дизель-электроход "Индигирка" стал первым в истории освоения Арктики судном, пронесшим флаг навигации в порту из одного года в другой.
В год 30-летия Победы в Великой Отечественной войне экипажу "Индигирки" выпала честь установить и открыть на арктическом острове Надежда памятник мужественному экипажу парохода "Декабрист", героически погибшему в 1942 году.
В ноябре 1957 года моряки "Индигирки" обратились ко всем экипажам судов Министерства морского флота с почином поддержать борьбу за право называться "Экипажем коммунистического труда". И в августе 1959 года экипажу дизель-электрохода "Индигирка" – первому в стране – было присвоено это высокое звание.
В 1959 году экипажи "Индигирки" и теплохода "Леонид Леонидов" под проводкой ледоколов "Капитан Мелехов" и "Капитан Белоусов" впервые в истории арктических плаваний использовали малоизученный пролив Красной Армии для прохода с востока на запад и обратно. Были доставлены грузы для полярников высокоширотных станций архипелага Седова, доказана способность экипажа осуществлять сложные арктические перевозки.
С 1957 по 1968 годы экипаж «Индигирки» возглавлял архангелогородец, потомственный моряк Андрей Федорович Пинежанинов. Он был и одним из капитанов дизель-электрохода "Обь" в его первой Антарктической экспедиции. В 1963 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда – первому из моряков Мурманского морского пароходства.
Списана "Индигирка" на металлолом была в 1982 году.