30 июля 2019 11:43
Андрей Чибис поддержал идею Федора Конюхова об учреждении памятной награды в честь 125-летия экспедиции Сергея Витте на Кольский полуостров
Глава региона Андрей Чибис поддержал инициативу знаменитого путешественника Фёдора Конюхова об учреждении памятного наградного знака в честь 125-летия экспедиции Сергея Витте на Кольский полуостров. По задумке исследователя, в год юбилея экспедиции, результаты которой во многом заложили основы для освоения Кольского Заполярья и русской Арктики, важно отметить вклад тружеников, учёных, промышленников региона в его развитие.
«По сути именно тогда был дан старт системному освоению Арктики. С тех пор множество людей приехали сюда, чтобы жить, работать, добывать богатства этой земли. Их жизнь и работа достойны уважения. Я предлагаю выпустить знак в честь 125-летия экспедиции Витте и наградить этим знаком тех, кто внес свой вклад в освоение русской Арктики», – сказал Фёдор Конюхов.
Андрей Чибис подчеркнул, что искренне гордится людьми, которые живут и трудятся в Мурманской области, и считает очень важным отметить по достоинству тех, кто своим каждодневным трудом прославляет регион, укрепляет его безопасность, развивает экономику и промышленность, заботится о жителях региона.
«Огромное Вам спасибо за это предложение. Замечательный и очень символический повод, чтобы отметить тех, кто вложил все свои силы в развитие и процветание Мурманской области», – сказал Андрей чибис.
Планируется, что первое награждение памятным знаком состоится уже в августе, в нем могут принять участие знаменитые полярники Артур Чилингаров и Виктор Боярский.
Встреча врио губернатора и путешественника состоялась на борту атомного ледокола «50 лет Победы». Фёдор Конюхов стал специальным гостем экспедиции крупнейшего в мире атомохода на Северный полюс, которая начнется уже сегодня вечером. В эту навигацию это пятый и последний рейс атомохода на Северный полюс.
Участники экспедиции достигнут полюса, а также пройдут водами Арктики к самой северной точке России – архипелагу Земля Франца-Иосифа. Участники круиза смогут на экспедиционных лодках высадиться на живописные берега, осмотреть Арктику с высоты птичьего полета с борта вертолета.
Об этом сообщила пресс-служба регионального правительства.
Как сообщала недавно ИСККРА, Сергей Витте – один из инициаторов строительства военно-морского порта на Мурмане и Мурманской железной дороги. Для выбора места строительства порта и северной военно-морской базы Витте посетил Кольский полуостров летом 1894 года.
В состав его группы входили председатель Товарищества Архангельско‑Мурманского срочного пароходства М.И. Кази, архангельский губернатор А.П. Энгельгардт, известный меценат С.И. Мамонтов, в качестве рисовальщика и фотографа – художник А.А. Борисов.
Экспедиция побывала в Печенге, Териберке, в селениях на побережье Белого моря от Кузомени до Кандалакши, на полуострове Рыбачий и острове Кильдин, в Екатерининской гавани, на которую и пал выбор. По возвращении в Санкт-Петербург в августе 1894 года Витте в записке Александру III доказывал, что только Екатерининская гавань Мурманского побережья располагала идеальными условиями для строительства базы, предлагал провести к ней двухколейную железную дорогу и построить на Мурмане мощную электростанцию. Он всесторонне обосновал преимущества Мурмана в сравнении с Либавой на Балтике в случае войны с Германией. После смерти Александра III его преемник Николай II под влиянием противников проекта Витте ограничился постройкой в Екатерининской гавани «коммерческого порта». Отказ от сооружения военно-морского порта на Мурмане Витте считал большой ошибкой правительства, которая «завела нас в Порт‑Артур». Его правота подтвердилась с началом Первой мировой войны. Осенью 1914 года Витте напомнил царю о своем докладе, и накануне 1915 года Николай II подписал распоряжение о постройке железной дороги на Север.
Витте – инициатор выделения 400 тысяч рублей для строительства административного и торгового центра и коммерческого порта в Екатерининской гавани, в результате был основан город Александровск (1899).
Сергей Витте – сторонник освоения Севморпути, он поддержал идею адмирала С.Ю. Макарова о создании ледокольных судов. 11 ноября 1897 года представил Николаю II соображения о постройке ледокола и добился отпуска необходимых для этого 3 миллионов рублей. Построенный ледокол «Ермак» находился в непосредственном подчинении министра финансов Витте.