В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

21 мая – День полярника в России

21 мая в России отмечается День полярника. Впервые он праздновался в 2013 году.
С инициативой учреждения нового профессионального праздника в декабре 2012 года выступили члены Совета Федерации, в частности, сенатор, спецпредставитель президента по международному сотрудничеству в Арктике Артур Чилингаров.

21 мая 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал указ об установлении Дня полярника в России.

Дата праздника – 21 мая – выбрана не случайно: в этот день в 1937 году начала работу первая научно-исследовательская экспедиция полярной дрейфующей станции "Северный полюс", которая позднее была названа "Северный полюс-1" ("СП-1").

Решение об организации в Арктике дрейфующей научной станции Политбюро ЦК ВКП(б) приняло в феврале 1936 года. Станция предназначалась для проведения океанографических, метеорологических и геофизических исследований в интересах народно-хозяйственного освоения Крайнего Севера (в том числе судоходства по Северному морскому пути), обеспечения планировавшихся трансарктических перелетов советских самолетов и т.д. После рассмотрения различных способов доставки на Северный полюс полярников и грузов был принят вариант транспортировки их самолетами с посадкой на лед. Начальником первой советской высокоширотной экспедиции "Север-1" был назначен академик Отто Шмидт.

Начальником полярной станции "Северный полюс-1" был утвержден Иван Папанин; в персонал станции были включены океанолог Петр Ширшов, геофизик-метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель.

В качестве транспортных самолетов выбрали АНТ-6 (ТБ-3) Андрея Туполева, отвечавшие необходимым требованиям по грузоподъемности и дальности полета. Четыре таких самолета, названных "Авиаарктика", были доработаны применительно к арктическим условиям.

Командиром летного отряда и флагманского АНТ-6 был назначен Михаил Водопьянов. Для разведки погоды и ледовой обстановки в отряд включили также двухдвигательный самолет АНТ-7 (Р-6). Исходная база для броска на полюс была организована на острове Рудольфа, самом северном из островов архипелага Земля Франца-Иосифа, являющемся ближайшей к Северному полюсу сушей (расстояние – около 900 километров). Туда заблаговременно по морю доставили запасы горючего и продовольствия, был установлен радиомаяк и подготовлен аэродром.

Перебазирование отряда самолетов из Москвы на остров Рудольфа ввиду неблагоприятных погодных условий и весенней распутицы на промежуточных аэродромах заняло около месяца (с 22 марта по 19 апреля 1937 года). Летели с посадками в Холмогорах (здесь на самолетах колесное шасси заменили лыжами), Нарьян-Маре и на полярной станции Маточкин Шар. Старт на полюс предполагался при установлении благоприятной погоды.

21 мая 1937 года флагманский самолет экспедиции поднялся с острова Рудольфа и, перелетев 20 километров за Северный полюс, приземлился на дрейфующую льдину.

На самолете прилетели 13 человек, в том числе четверо полярников. Следующие самолеты задержались, и вся экспедиция выгрузилась на лед только 5 июня. 6 июня 1937 года состоялось торжественное открытие станции "Северный полюс-1", в тот же день самолеты, доставившие на полюс зимовщиков и 10 тонн грузов, отправились в обратный путь.

На льдине осталась четверка исследователей, которых впоследствии стали называть по фамилии начальника папанинцами: Ширшов, Федоров, Кренкель, Папанин. В распоряжении полярников была палатка для жизни и работы, две мачты радиостанций, соединенных антенной, ледяные склады, мастерская, метеорологическая будка, теодолит для измерения высоты солнца, необходимого при определении местонахождения лагеря и скорости дрейфа льда.

Предполагалось, что экспедиция будет работать в районе Северного полюса год, в течение которого будут проведены многочисленные эксперименты и исследования.

Каждый день пребывания на Северном полюсе приносил исследователям открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в стандартные сроки наблюдений полярники отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Станция "СП-1" пробыла на льдине 274 дня. За это время она была вынесена дрейфом льдов в Гренландское море. Льдина, проделав путь в 2500 километров по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю, превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.

19 февраля 1938 года полярников сняли с льдины ледоколы "Таймыр" и "Мурман" в нескольких десятках километров от берегов Гренландии, и 15 марта их доставили в Ленинград.

На станции "Северный полюс-1" был собран уникальный для того времени научный материал, который впервые в истории дал возможность получить достоверные данные о природе Северного полюса и процессах, происходящих на этой территории. Метеосводки со станции "СП-1" не только давали краткосрочные прогнозы, но и позволяли сделать важные выводы о характере атмосферных процессов в центре Арктики. Впервые были получены надежные экспериментальные данные о параметрах атмосферы и океана в центральных районах Арктики.

В результате проведенных наблюдений было установлено, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают к Северному полюсу, что опровергло представление о безжизненности приполярого региона.

Члены полярной станции "Северный полюс-1" участвовали в метеорологическом обеспечении перелетов экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова через Северный полюс в Америку, а также последнего полета экипажа Сигизмунда Леваневского и экипажей, участвовавших в поисках его самолета.

6 марта 1938 года результаты экспедиции были представлены общему собранию Академии наук СССР, и получили высокую оценку от специалистов. Всем четверым членам экспедиции присвоили звание Героя Советского Союза.

Станция "Северный полюс-1" открыла новую эпоху в исследовании Арктики, а данные ее наблюдений вошли в золотой фонд науки.

Сегодня мировой интерес к Арктике особенно возрастает. Россия многие годы изучала регион с помощью ледовых дрейфующих станций "Северный полюс". Программа таких станций была свернута в 2013 году после эвакуации "Северного полюса-40" из-за аномальных природных процессов в арктической зоне. В 2015 году российская станция функционировала не в годовом, а в сезонном режиме, и проработала с 18 апреля по 9 августа 2015 года.

Происходящие изменения ледовых условий в высокоширотной Арктике сделали работу ученых на дрейфующем льду весьма сложной. Продолжить исследовательские традиции морских, воздушных экспедиций и дрейфующих станций "Северный полюс" в высокоширотной Арктике призван проект "Трансарктика-2019", организованный Росгидрометом.

Экспедиция "Трансарктика-2019" стартовала 20 марта 2019 года на борту научно-экспедиционного судна "Академик Трешников". Она включает четыре этапа, на каждом из которых будут проведены натурные междисциплинарные исследования изменений природной среды Северного Ледовитого океана.

В рамках первого этапа судно было введено в лед севернее Земли Франца-Иосифа, где была организована сезонная дрейфующая научно-исследовательская станция "Северный полюс-2019". Ее торжественное открытие состоялось 30 марта. Первый этап завершился 20 мая 2019 года в Мурманске.

В рамках второго этапа запланирована программа комплексного мониторинга состояния и загрязнения акваторий Баренцева и Карского морей на вековых разрезах на научно-экспедиционном судне Росгидромета "Михаил Сомов". Третий этап пройдет на борту научно-исследовательского судна Росгидромета "Профессор Мультановский": ученые проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России – от Чукотского до Баренцева. Четвертым этапом экспедиции "Трансарктика-2019" станет проект "Арктический плавучий университет" на борту научно-исследовательского судна "Профессор Молчанов". Во время рейса студенты ведущих российских и зарубежных университетов получат практические навыки работы в высокоширотной Арктике.

С 2000 года организуется комплексная высокоширотная арктическая экспедиция и одноименная дрейфующая база "Барнео". Это проект Русского географического общества. На базе работают ученые из разных стран. Они ведут гидрометеорологические и ледовые наблюдения, которые позволяют, сравнивая год от года изменение толщины льда, температуры воды и воздуха, оценивать направленность климатических изменений.

В 2019 году ледовый лагерь в Арктике впервые за его 18-летнюю историю был отменен.

С развитием арктических проектов многократно возросло количество населения, причастного к освоению северных территорий. Полярниками стали не только герои-первопроходцы, но и обычные люди, представители множества разных профессий, которые обеспечивали и продолжают обеспечивать деятельность в Арктике.

По экспертным оценкам, общее число граждан России, которые могут быть отнесены к полярникам, насчитывает до двух миллионов человек. В Минприроды полагают, что к полярникам можно отнести специалистов, которые провели в Арктике и Антарктике многие годы, а также жителей районов Крайнего Севера, геологов и океанологов, военнослужащих и газо- и нефтедобытчиков.

 


Назад