24 марта 2019 08:50
24 марта – День штурмана Военно-воздушных сил России
Сегодня исполняется 103 года со дня создания штурманской службы Военно-воздушных сил страны.
Профессиональный праздник установлен приказом Главнокомандующего ВВС РФ генерала армии А.М. Корнукова № 370 от 2 августа 2000 года.
История создания штурманской службы ВВС берет свое начало с приобретения первого боевого опыта применения авиации в Первой мировой войне. С появлением задач воздушной разведки и применения с аэропланов оружия назрела необходимость наличия в экипаже летчика-наблюдателя или аэронавигатора. Тогда по мере совершенствования оргструктуры военной авиации начали создаваться специальные службы: аэронавигационная, метеорологическая, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная, инженерно-техническая и другие.
Приказом начальника штаба Верховного главнокомандующего генералом от инфантерии Михаилом Алексеевым № 325 от 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция (ЦАНС). Эта дата и утверждена днем создания штурманской службы Военно-воздушных сил России.
Главной задачей ЦАНС являлось проведение «…аэрологических наблюдений, заготовка, проверка и установка на самолетах точных приборов». Кроме того на нее возлагалось изучение вопросов аэронавигации, выработка методики их решения в различных условиях, а также разработка нового приборного оборудования. Помимо ЦАНС в аэронавигационную службу входили созданные опорные и походные аэронавигационные станции, которые устанавливали на самолетах новое оборудование для навигации и снабжали экипажи аэронавигационными картами.
Героические перелеты со штурманами на борту, выполненные в конце 20-х – середине 30-х годов в сложных погодных условиях, способствовали росту авторитета штурманов и признанию их важности в летном деле.
В 1932 году было принято решение о введении в авиационных частях ВВС вместо летчика-наблюдателя должности штурмана, который в полете выполнял задачи навигатора и бомбардира. Это нововведение резко повышало значение аэронавигационной службы, ставшей одной из важнейших летных служб ВВС, от которой в значительной степени зависит эффективность боевых действий авиации.
В 1933 году были учреждены должности флаг-штурманов в округах: в строевых частях появилась штурманская служба, по своей структуре близкая ее современному предназначению.
С первых дней Великой Отечественной войны штурманская служба занималась вопросами повышения качества боевого применения авиации. Уже в ночь на 8 августа 1941 года экипажи авиации Балтийского флота нанесли по Берлину первый бомбовый удар. Всего до 5 сентября было выполнено 10 налетов на Берлин, сброшено 311 бомб разного калибра.
Штурманской службой была разработана аэронавигация воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по лендлизу.
Война подтвердила, что разработанные в мирное время методики подготовки и выполнения самолетовождения и бомбометания выдержали все испытания. За годы войны, а также в предшествующих ей боевых действиях и конфликтах 243 штурмана были удостоены званий Героев Советского Союза, а Василий Сенько высшей награды Родины был удостоен дважды.
В настоящий момент авиационные штурманы проходят службу в составе экипажей самолетов и вертолетов на офицерских должностях во всех родах авиации. В том числе на самолетах дальней авиации – Ту-160, Ту-95МС Ту-22М3, военно-транспортной авиации – Ан-124, Ил-76, Ан-12, , Ан-26, Ан-72, Ан-148, А-50, Ту-214, оперативно-тактической авиации – Су-34, Су-24М, МиГ-31БМ, Су-30СМ, морской авиации – Ту-142, Ил-38, вертолетах Ка-52, Ми-28Н, Ми-35М, Ми-8, Ми-26 и других типах воздушных судов.
«Перспективы развития штурманской службы военной авиации обусловлены, прежде всего, многофункциональностью поступающих на вооружение современных авиационных комплексов, их способностью применять разнообразные по предназначению средства поражения. Каждый самолет или вертолет выступает как самостоятельная боевая единица, как элемент автоматизированной системы управления, способный получать в воздухе и распределять боевые задачи. В этой связи повышается роль штурмана, который с использованием своего многофункционального индикатора осуществляет подготовку и программирование прицельно-навигационного комплекса по задачам многоуровневого взаимодействия, целераспределение в группе, обмена информацией и несет ответственность за оптимизацию, синхронность и эффективность коллективных действий», заявил накануне праздника главный штурман ВВС главного командования Воздушно-космических сил полковник Анатолий Миняйло.
Напомним также, что День штурмана Военно-морского флота РФ празднуется 25 января. Кроме того, у штурманов Северного полушария есть еще два неофициальных праздника – дни весеннего и осеннего равноденствия. Именно в это время можно точно и без инструментов определить стороны света, поскольку солнце в любой точке полушария восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. В этот день упрощаются астрономические расчеты, что облегчает работу штурмана.