3 марта 2019 09:09
Первому в мире арктическому ледоколу «Ермак» – 120 лет
120 лет назад, 3 марта (19 февраля) 1899 года, на ледоколе «Ермак», созданном по проекту адмирала С.О. Макарова, поднят российский коммерческий флаг.
Построен по заказу правительства России и 29 (17) октября 1898 года спущен на воду в Ньюкасле (Великобритания).
Первый в мире ледокол, способный активно работать в условиях Арктики.
Имя – в честь русского покорителя Сибири Ермака Тимофеевича – определено 20 апреля 1898 года императором Николаем II по ходатайству сибирских организаций.
Работал на Балтике, в 1901 году – в районах Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа.
В годы Первой мировой и Гражданской войн – в составе Балтийского флота.
Впервые пришел в Мурманск летом 1934 года.
В 1938 году участвовал в эвакуации полярной станции «Северный полюс-1», установил рекорд, достигнув в свободном плавании 83 градуса 5 минут северной широты (к северу от моря Лаптевых).
В 1939 году вывел из ледового плена ледокольные пароходы «Малыгин» и «Садко».
В годы советско-финляндской и Великой Отечественной войн – в составе Балтийского флота.
В 1944 году возвращен Главному управлению Севморпути.
26 марта 1949 года награжден орденом Ленина.
С 1950 года порт приписки – Мурманск, работал в Арктике в составе Мурманского морского пароходства. Капитанами «Ермака» были известные на Севере Павел Акимович Пономарев, Владимир Иванович Воронин, Михаил Яковлевич Сорокин, Герман Васильевич Драницын, Дмитрий Николаевич Чухчин и другие полярные мореходы.
Выведен из эксплуатации 23 мая 1964 года, перед разделкой корпуса на металлолом сожжен на корабельном кладбище на Зеленом мысу в Мурманске (17 декабря 1964 года).
3 ноября 1965 года на стене здания Мурманского областного краеведческого музея был открыт памятник-мемориал – мозаичное панно с якорем, снятым с «Ермака», на постаменте.