8 января 2019 11:08
Память об адмирале Макарове хранит и Мурманск. К 170-летию со дня рождения «родителя» «Ермака», исследователя Арктики
Степан Осипович Макаров – русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал.
Степан Осипович Макаров родился 8 января 1849 (27 декабря 1848) года в семье морского офицера штабс-капитана Осипа Фёдоровича Макарова (1813-1878), служившего в Николаеве и Николаевске-на-Амуре, и его жены Елизаветы Андреевны Кирилловой, дочери унтер-офицера.
Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре (1865).
С 1861 года – на Тихоокеанском флоте, с 1867-го – на Балтийском, с 1876-го – на Черноморском флоте.
В русско-турецкой войне (1877-1878) впервые в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно «Интибах». С 1882 года – вновь на Балтийском флоте. Командовал пароходом «Тамань», фрегатом «Князь Пожарский», корветом «Витязь» (1886-1889), на котором совершил кругосветное плавание. Внёс значительный вклад в развитие отечественной океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, сконструировал один из первых надёжных батометров (приборов для забора воды). Исполняющий должность главного инспектора морской артиллерии (1891-1894). Изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам («макаровские колпачки»), которые повышали бронепробиваемость снаряда на 10-16%, пластырь (шинкованный мат) для заделки пробоин судов. Разработчик русской семафорной азбуки. Внес множество других предложений по совершенствованию флота, однако лишь немногие из них получили развитие.
Командующий эскадрой в Средиземном море (1894-1895), при угрозе войны с Японией перевёл корабли на Дальний Восток.
Командующий Практической эскадрой Балтийского моря (1896-1898).
Прочитал в Географическом обществе лекцию «К Северному полюсу – напролом» (30.03.1897). 29 июня – 19 сентября 1897 года руководил экспедицией к устьям Оби и Енисея, в августе побывал на Кольском полуострове, посетил Печенгу, Вайда-Губу, Цып-Наволок, Порт-Владимир, Колу, Зарубиху, Малый Олень (два последних – поселения на Мурманском побережье), Териберку, Гаврилово, Шельпино (в районе Дальних Зеленцов). Вместе с архангельским губернатором А.П. Энгельгартом участвовал в церемонии освящения места постройки Свято-Никольского храма в Екатерининской гавани (ныне – Полярный).
Один из инициаторов идеи использования ледоколов для освоения Северного морского пути. Руководитель комиссии по составлению технического задания для строительства ледокола «Ермак». Летом 1899 года совершил на «Ермаке» два пробных арктических рейса, в 1901 году, командуя «Ермаком», ходил к Шпицбергену, Земле Франца-Иосифа и к северо-западному берегу Новой Земли.
Главный командир Кронштадтского порта, губернатор Кронштадта (1899-1904). После начала русско-японской войны (1904-1905) назначен 1(14) февраля командующим Тихоокеанской эскадрой и 24 февраля (8 марта) прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре (13.04 (31.03) 1904) погиб близ Порт-Артура на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на японской мине. Награжден орденами Св.Анны I степени, Св. Станислава II, III степени, Св. Георгия IV степени, Св. Владимира IV степени, золотым оружием с надписью «За храбрость». Именем С.О. Макарова названы 17 географических объектов, Государственный университет морского и речного флота в Санкт-Петербурге, Тихоокеанский военно-морской институт во Владивостоке, несколько кораблей в Советском Союзе и России. В 2017 году в Мурманске у входа в Нахимовское военно-морское училище среди прочих установлен бюст С.О. Макарова.
Жена (с 1879 года) – Капитолина Николаевна Якимовская (1859-1946), дочь капитана первого ранга Николая Фёдоровича Якимовского; кавалерственная дама ордена Св. Екатерины. В браке родилось трое детей.
В начале XX века китайские водолазы обследовали погибшие корабли в гавани Порт-Артур и нашли останки шести тел, на одном из которых частично сохранились адмиральские знаки различия. Останки были переданы китайским властям, затем, в 1913 году, захоронены с воинскими почестями в братской могиле на воинском кладбище Порт-Артура, но идентификация останков не проводилась. Морским поисково-исследовательским центром Тихоокеанского флота "Искра", начиная с 2004 года, велся поиск места захоронения моряков, поднятых с «Петропавловска», которая результатов не дала.