26 октября 2018 11:46
Театральный марафон Николая Караченцова: памяти Артиста
Актер театра и кино, народный артист России Николай Караченцов – актер от Бога. Ему было подвластно все: он был органичен и убедителен в трагедии и комедии, он играл в театре, снимался в кино, выступал на эстраде, работал до седьмого пота и всегда говорил: "Артист должен быть голодным. Как только кто-то скажет, что сыграл все, что хотел, – это конец".
Караченцов скончался в Москве в пятницу утром от остановки сердца, сообщил ранее сын артиста.
Караченцова знала вся страна, он был всенародным кумиром. Люди приезжали в Москву, чтобы попасть на спектакль артиста в "Ленкоме", кстати, и название это театр получил с его легкой руки. Любили роли Караченцова в кино – "Старший сын", "Человек с бульвара Капуцинов", "Собака на сене"… Эти и другие картины с его участием до сих пор смотрят и пересматривают с огромным интересом. Каждая песня в исполнении Караченцова – это мини-спектакль, где артист рассказывал слушателям какую-то историю.
Природа щедро одарила актера драматическим талантом, музыкальностью, пластичностью и таким редким качеством, как невероятное мужское обаяние. Кого мог оставить равнодушным его волнующий с хрипотцой голос и заразительная улыбка?
"У меня вся биография уложится в три строчки – родился, закончил школу, институт и пришел в "Ленком", – говорил Караченцов.
В "Ленкоме" он с 1967 года, сразу после окончания Школы-студии МХАТ. Всегда говорил, что хотел учиться только в студии при Художественном театре и при невероятном тогда конкурсе 300 человек на место, поступил, стал Качаловским стипендиатом и вышел с красным дипломом.
Он пришел в Театр имени Ленинского комсомола в непростые времена. Тогда это был не преуспевающий "Ленком", который все знают сегодня. Был трудный период, когда из театра не по своей воле ушел Анатолий Эфрос, когда в театр перестала ходить публика. Но Караченцов всегда говорил, что не жалеет о том времени и благодарен Владимиру Монахову, главному режиссеру "Ленкома" с 1967 по 1971 годы.
"Все эти годы я каждый вечер выходил на сцену, переиграл много ролей – главных и эпизодических, разных по жанру и значимости. Что-то получалось, что-то нет, но я работал – о чем еще может мечтать начинающий актер?" – говорил он.
Так что, когда в театр пришел Марк Захаров, Караченцов был профессионально готов.
В первом спектакле Захарова "Автоград ХХI" он бегал в массовке. А уже в следующем "Тиле" получил заглавную роль. "Тиль" стал серьезным этапом в жизни актера. Премьера состоялась в 1974 году, и тогда все узнали и навсегда полюбили артиста Николая Караченцова. Он рассказывал, что Захаров, не обнаружив наутро после премьеры в театре на обычном месте фотографию актера, сказал: "Ну вот, Коля, вы уже стали знаменитым".
Пьесу по мотивам романа Шарля де Костера написал Григорий Горин, а музыку – композитор Геннадий Гладков. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы – неслыханно острые реплики, непривычно смелые зонги.
В центре спектакля – настоящий герой – отчаянный, смелый, проворный и умный бунтарь Тиль, который всегда выходит победителем из самых невероятных ситуаций. Тиль в исполнении Караченцова, который, как всегда играл "на разрыв аорты", стал кумиром молодежи 70-х.
"Захаров перевернул судьбу всего нашего театра. Он открыл нам тогда еще неизведанный пласт творчества. Впервые пригласил в драмтеатр настоящую рок-группу, педагогов, которые с нами занимались вокалом, сценическим движением", – вспоминал актер.
Первым шагом в этом жанре был "Тиль", потом "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", где Караченцов сыграл сразу две роли: Смерть и Глава рейнджеров. И, наконец, "Юнона и Авось".
Знаменитым Караченцова сделал не кинематограф, а театр. Случай для актера исключительный. А мировую славу артисту принесла заглавная роль в легендарном спектакле "Юнона и Авось", где он создал образ графа Резанова – русского офицера, благородного и смелого рыцаря, настоящего мужчину.
История любви русского морского офицера графа Резанова и его невесты американо-испанской девушки Кончиты, которая 40 лет ждала возвращения своего жениха, так и не узнав, что он погиб по дороге в Петербург, куда уехал просить разрешения на этот брак.
Эта история, сочиненная поэтом Андреем Вознесенским и положенная на музыку Алексеем Рыбниковым в постановке художественного руководителя "Ленкома" Захарова стала по-настоящему звездным спектаклем, визитной карточкой "Ленкома".
Успех этого спектакля был ошеломляющим – в Москве желание увидеть это чудо с Караченцовым заставляло людей ломать двери театрального подъезда. А в Париже, куда пригласил спектакль Пьер Карден, были переполненные залы, шквал оваций, люди стояли в очереди, чтобы после спектакля пожать руку, прислать открытку со словами: "Все мои поцелуи – твои!"
Николай Караченцов – актер разных амплуа. Он играл бунтаря Тиля и графа Резанова, шекспировского Лаэрта и балтийского матроса Алексея, светлейшего князя Меншикова и обманщика Звонарева-Давидовича.
В "Ленкоме" ставил шекспировского "Гамлета" Андрей Тарковский. Режиссер привел своих артистов – Солоницына, Терехову, а из ленкомовской труппы пригласил Инну Чурикову, Николая Караченцова, который играл Лаэрта, и как писал тогда один из критиков, это был самый благородный Лаэрт из всех виденных им.
"Ленком" в те годы был театром, от которого ждали сюрпризов, и Марк Захаров не уставал удивлять зрителей. Неожиданным было и появление в репертуаре пьесы Всеволода Вишневского "Оптимистическая трагедия", которую Захаров умудрился поставить так, что революционный сюжет зазвучал современно.
Караченцов играл в спектакле балтийского моряка Алексея, а комиссара – Инна Чурикова, которая признавалась, что Караченцов был ее любимым партнером.
Известный кинорежиссер Глеб Панфилов специально для этого актерского дуэта поставил спектакль "Sorry…" по пьесе Александра Галина на сцене "Ленкома".
" Sоrry…", "Шут Балакирев", "Город Миллионеров" и легендарная "Юнона и Авось" – последние спектакли, в которых Караченцов выходил на сцену накануне страшной трагедии, прервавшей "полет" этого уникального артиста в самом расцвете творческих сил. Катастрофа отняла у него театр, кино, эстраду, но сохранила жизнь. И на каждом сборе труппы в "Ленкоме" в зале обязательно был премьер театра народный артист России Николай Караченцов.
Театр долго не мог решиться на замену Караченцова в спектаклях. Надеялись, что он вернется на сцену. Но потом, один – "Sorry…" сняли с репертуара, а в других – потихоньку стали вводить других артистов. Но для тех, кто видел Караченцова в спектакле "Юнона и Авось", он навсегда останется единственным и неповторимым графом Резановым.
"Теперь хочется выбирать, работать с большой литературой. Шекспир, Достоевский, Чехов – в них глубина, масштаб, это на все времена. Пришла пора брать новую высоту", – говорил Караченцов незадолго до катастрофы.
Но судьба распорядилась иначе. Он не успел сделать многое, из того, о чем мечтал и что мог осуществить.
Караченцов не сдавался. Все эти долгие годы после катастрофы он мужественно боролся с болезнями. Он жил, а не выживал. Он оставался артистом театра до конца своей жизни. Его можно было видеть не только на ленкомовских премьерах, а во всех московских театрах. Он интересовался и успевал увидеть все самое интересное, что происходило в мире искусства. Характер бойца и творческий азарт не покидали его до последних дней.
На фото: диктор ЦТ Татьяна Судец и артист театра им. Ленинского комсомола Николай Караченцов ведут «Голубой огонек» на Центральном телевидении.