10 сентября 2018 10:14
Игорю Костолевскому – 70 лет. Блестящий актер и красавец-мужчина
Советский и российский актер театра и кино, народный артист России Игорь Матвеевич Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве.
В 1967-1968 годах учился в Московском строительном институте.
На третьем курсе Игорь ушёл из института и – после неудачной попытки сдать экзамены в Школу-студию МХАТ – поступил в ГИТИС, на курс Андрея Гончарова. Ещё в студенческие годы Игорь с большим воодушевлением исполнял характерные роли. Окончив институт в 1973 году и оказавшись в числе трёх лучших выпускников, Костолевский поступил в труппу академического театра имени Вл. Маяковского, с которым была связана почти вся его сценическая карьера. Уже в первые годы делил гримёрку с Владимиром Самойловым, Борисом Тениным, выходил на сцену с Арменом Джигарханяном, Натальей Гундаревой. Играл в спектаклях «Характеры» В. Шукшина, «Свои люди – сочтёмся» А. Островского, «Кин IV» Г. Горина.
Наиболее значительными работами Костолевского в Театре им. Маяковского стали пьеса «Родственники» Э.Брагинского и Э.Рязанова, где Костолевский обнаружил лирико-комедийный талант, «Дикарка» А.Островского, где актёр действовал в более широком диапазоне – от лирики до фарса, «Бег» М.Булгакова, чеховская «Чайка» (Треплёв), где дуэт с Татьяной Дорониной в роли Аркадиной строился, по оценке критиков, на притягательности несовместимого. Важной для Костолевского стала роль парикмахера-лауреата по прозвищу Кинг в постановке Бориса Морозова по пьесе В.Арро «Смотрите, кто пришёл!» (1983), где актёр впервые в своей карьере исполнил персонажа с притягательной магией неопределённости. По мнению театроведов, сыгранный Костолевским Кинг оказался предтечей образа нового русского, нувориша 1990-х. В поставленном Петром Фоменко спектакле «Плоды просвещения» по Л.Толстому, в «Круге» по С. Моэму, в «Кине IV» по Г. Горину Костолевский, согласно оценке критики, обнаружил «яркое комедийное дарование», «замечательное владение секретами трагикомедии».
В 2000-е годы Костолевский – один из самых успешных и востребованных актёров Маяковки, он играет по 12-13 спектаклей в месяц. Режиссёр Сергей Арцибашев задействовал актёра в широком репертуаре, включающем роли Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых», Подколёсина в «Женитьбе», Плюшкина в «Мёртвых душах».
В сезонах 2013-2014, 2014-2015, с приходом в Театр им. Маяковского нового режиссёра Миндаугаса Карбаускиса, Костолевский занят в спектаклях «Враг народа», «Таланты и поклонники», «Мёртвые души» и «Женитьба», а также в пьесе «Кант» литовского драматурга Мариуса Ивашкявичуса.
Костолевский участвовал в ряде международных театральных проектов. Он играл в "Орестее" Эсхила в постановках Франсуа Роша (1990, роль Вестника) и Питера Штайна (1994, роль Аполлона). С режиссером Франсуа Роша Костолевский также сотрудничал в спектаклях "В ожидании Годо" Сэмюэля Беккета (1992, Швейцария, роль Виктора) и "Виктор, или Дети у власти" Роже Витрака (1994, Московский театр Сатиры, роль Ветрака). В 1998 году Игорь Костолевский играл Марка в спектакле "АРТ" по пьесе Ясмина Реза, режиссер Патрис Кербрат.
Костолевский начал сниматься в кино в 1970 году, дебютировав в картине «Семья как семья». Обладая благородной, запоминающейся внешностью, высокий и элегантный актёр с бархатным голосом, кудрявой головой и рыцарскими манерами с самого начала кинематографической карьеры и на многие десятилетия прочно вошёл в амплуа романтического героя, героя-любовника, мелодраматического персонажа. Два года спустя Игорь сыграл друга Сони Гурвич в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Особенностью этой роли было почти полное отсутствие текста у персонажа Костолевского и обилие немых сцен с крупными планами, где огромное значение имела игра глаз. Киноведами отмечалось, что молодому актёру удалось продемонстрировать поразительную естественность кинематографического бытия, добиться максимальной человеческой достоверности созданного им образа.
Настоящую популярность в кино принесла Костолевскому его первая главная роль – декабриста Ивана Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» (1975) Владимира Мотыля. В героико-романтической ленте, имевшей бурный успех, критиками отмечены характерные черты актёрской манеры Костолевского – интеллектуальное обаяние, эмоциональная открытость, мягкость в сочетании с грустной иронией, незаметно переходящей в лиризм. Эти качества проявились и в комедийной мелодраме «Безымянная звезда» Михаила Козакова (1979): обе картины сделали Костолевского кумиром миллионов зрителей, покорителем женских сердец.
Новую волну популярности актёру принесла роль советского разведчика Андрея Бородина, срывающего планы фашистских агентов по ликвидации «большой тройки» – Сталина, Рузвельта, Черчилля в остросюжетном политическом детективе «Тегеран-43» (1980). Режиссёр фильма Владимир Наумов особо выделял мужественное начало в актёре. Работая над ролью, Костолевский познакомился и консультировался с прототипом – легендарным советским разведчиком Геворком Вартаняном. Песня «Вечная любовь» на музыку Жоржа Гарваренца в исполнении Шарля Азнавура стала всемирным хитом и прочно ассоциируется с образом героя Костолевского.
Высокие оценки киноведов получили работы Костолевского в фильмах «Весенний призыв» (1975, режиссёр П. Любимов) и, особенно, «Ася» (1977) режиссёра И. Хейфица (c Еленой Кореневой), где роль актёра строилась на свойственном ему мягком обаянии и сдержанной непосредственности.
В 1978 году Костолевский стал лауреатом премии Ленинского комсомола за исполнение роли Евгения Столетова в шестисерийном телефильме «И это всё о нём». Романтизм сочувственно созданного актёром трагического образа только что ушедшего из жизни молодого героя вкупе с волнующей музыкой Евгения Крылатова способствовал необыкновенной популярности этого фильма.
В 1984 году Игорю было присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР».
Событием 1985 года стала мелодрама «Законный брак» Альберта Мкртчяна, где актёр в дуэте с Наталией Белохвостиковой с обжигающей правдой жизни сыграл тему похороненной войной любви в сопровождении музыкального шедевра Исаака Шварца. По опросу журнала «Советский экран» Костолевский был признан Лучшим актёром 1986 года.
Игорь Костолевский сыграл более 60 ролей в кино. Среди них: "Человек меняет кожу" (1978), "Отпуск за свой счет" (1981), "Ошибка Тони Вендиса" (1981), "Компаньоны" (1983), "Прежде, чем расстаться" (1984), "Ночные шепоты" (1985), "По главной улице с оркестром" (1986), "Гобсек" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Жажда страсти" (1991), "Лестница света" (1992), "Танго на Дворцовой площади" (1993), "Нимб" (1994), "Квадрат" (1995), "Другая женщина, другой мужчина" (2003), "Шпионские игры" (2004‑2008), "Война и мир" (2007), "Время счастья" (2008), "Синие как море глаза" (2009), "Башня" (2010), "В лесах и горах" (2010), "Химик" (2010), "Время счастья-2" (2011) и другие. Недавними работами актера стали роли в фильме Владимира Хотиненко "Бесы" (2014) и в картине Максима Василенко "Преступление" (2016).
Игорь Костолевский – народный артист РФ (1995). Президент премии и фестиваля "Золотая Маска". Лауреат множества наград и званий. Среди них: Государственная премия в области театрального искусства (1999), орден Почета (2004), орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009), Международная премия Станиславского за вклад в актерское искусство (2016) и многие другие.
Первой женой Костолевского (с 1981) была актриса театра имени Маяковского Елена Романова (род. 1957), с которой он познакомился на съемках фильма «Отпуск за свой счёт». В этом же году они поженились. Сын – Алексей (род. 1983), окончил факультет международного права МГИМО.
С 2001 года Костолевский женат на французской актрисе Консуэло де Авиланд (род. 1955), происходящей из семьи французских аристократов. В настоящее время она является официальным представителем ОАО «РЖД» в Париже, внесла большой личный вклад в возобновление прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Парижем, Ниццей. В декабре 2015 года награждена президентом России В. Путиным Орденом Дружбы за большой личный вклад в развитие российско-французских отношений.