27 мая 2017 15:35
Айседора Дункан американская танцовщица, жена Сергея Есенина. К 140-летию со дня рождения
Дункан называли гениальной, сравнивали с «родоначальниками новых эпох и стилей». Многие критики находили, что Айседора перевернула и танец, и повседневность. В концертных выступлениях она использовала классическую музыку, иллюстрируя танцем произведения Л.Бетховена, П.Чайковского... Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя.
Айседора Дункан (урожденная Дора Анджела Дункан) родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Ее отец, обанкротившись, сбежал из семьи еще до рождения дочери, мать одна воспитывала четырех детей.
Уже в пять лет маленькую Дору отдали в школу, но в 13 она ее бросила и начала серьезно заниматься танцами и музыкой.
В 1896 году она уехала покорять Чикаго, где неудачный роман с женатым мужчиной положил начало несчастьям в ее личной жизни.
Свои выступления Айседора Дункан начала со светских вечеринок и ночных клубов. В 1903 году она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей совершила поездку в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь органически связать танец и музыку.
В 1907 году Айседора Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге, где познакомилась со Станиславским. А в 1921 году по приглашению Луначарского приехала работать в Россию, приняла российское гражданство и вышла замуж за Сергея Есенина. Они много путешествовали по Европе и США. Однако их брак продолжался чуть больше года. В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву, Айседора осталась в США. Айседора Дункан танцевала босиком, используя в танце древнегреческую пластику. Ее считают основоположницей свободного танца. В России у нее нашлись последователи – «пластички», или «босоножки». Особо талантливые из них – Алексеева и Руднева – создали собственные студии пластики и музыкального движения.
Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Айседора Дункан мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Она также значительно повлияла на моду своего периода, предпочитая свободные летящие одежды. Особое влияние на Дункан оказал Ницше. Она написала книгу «Танец будущего», где, люди, описанные в ее книге, как Заратустра у Ницше, видели себя пророками будущего и это будущее воображали в радужных тонах.
Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссёра Г. Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц,
14 сентября 1927 года Айседора Дункан погибла в результате несчастного случая в Ницце, задушенная шелковым шарфом, намотавшимся на ось колеса автомобиля. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.