Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Сразу три магнитные бури накроют Землю в апреле

В течение апреля ожидается несколько периодов геомагнитных возмущений, но прогнозы, составляемые синоптиками, могут носить только предварительный характер, поскольку магнитное поле Земли постоянно находится в движении

Вильфанд: Рано радуемся. Погода в Москве «нервничает»

С помощью ведущих синоптиков рассказываем, пора ли убирать демисезонную одежду в шкаф, а также прикидываем, каким может быть лето

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на апрель 2024 года

25 – Международный день ДНК

Население Земли в ближайшие десятилетия начнет сокращаться

Для обеспечения роста численности населения показатель рождаемости должен составлять 2,1 ребенка на женщину, при этом в 2021 году мировой показатель рождаемости составил 2,23. Однако авторы статьи указывают на стабильный тренд на снижение этого значения – если в 1950 году мировой показатель рождаемости составлял 4,84, то к 2050 он, по прогнозу, составит 1,83, а к 2100 году – 1,59

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Морской министр России адмирал Иван Григорович принимал участие в закладке нынешнего Мурманска. К 170-летию со дня рождения героя русско-японской войны, женатого на троюродной сестре Ленина

Иван Константинович Григорович – русский военно-морской и государственный деятель, генерал-адъютант, адмирал, последний морской министр Российской империи.

Родился 26 января (7 февраля) 1853 года в Санкт-Петербурге в семье капитана 1 ранга Константина Ивановича Григоровича (1807-1902), выходца из дворян Полтавской губернии, и его жены Марии Егоровны (урожденной баронессы фон дер Ховен).

В 1874 году окончил Морское училище (Морской кадетский корпус), произведён в гардемарины и в следующем году – в мичманы. Прослужил около года на крейсере «Забияка», в 1879 году вернулся в Кронштадт. В 1883 году в чине лейтенанта принял командование своим первым кораблем – новопостроенным портовым судном «Колдунчик». В последующие годы командовал пароходом «Рыбка».

В 1888-1889 годах – флаг-офицер штаба начальника эскадры Тихого океана. В 1890-1891 годах – командир парохода «Петербург», старший офицер фрегата «Герцог Эдинбургский». В 1893 году – старший офицер на корвете «Витязь» и крейсере «Адмирал Корнилов». В 1895 году – командир крейсера 2-го ранга «Разбойник», монитора береговой обороны «Броненосец», минного крейсера «Воевода».

В 1896-1898 годах – морской агент в Англии, капитан 1 ранга. С февраля 1899 года – командир строившегося по заказу России во Франции на тулонской верфи эскадренного броненосца «Цесаревич», по окончании постройки в 1903 году привёл его в Порт-Артур. 27 января 1904 года во время атаки японцев на Порт-Артур «Цесаревич» был торпедирован японским миноносцем. Броневая противоминная переборка хорошо выдержала взрыв торпеды. Имея крен 17°, «Цесаревич» остался на плаву и всю ночь отражал атаки японских миноносцев. Командир награждён мечами к ордену св. Владимира 3 степени.

28 марта 1904 года Григорович произведён в контр-адмиралы с назначением командиром порта Порт-Артур. В этой должности пробыл всю осаду крепости. Благодаря административным способностям Григоровича и заведённому им образцовому порядку во всех областях портового хозяйства, флот до конца осады не знал недостатка в угле, материалах снабжения и боевых запасах. После сдачи по приказу Порт-Артура Григорович прибыл в Петербург и был прикомандирован к Главному морскому штабу. Награждён орденом св. Станислава 1 степени с мечами.

Начальник штаба Черноморского флота (1905-1906), командир либавского порта (1906-1908). В 1908 году назначен командиром Кронштадтского порта.

С февраля 1909 года – товарищ (заместитель) Морского министра, вице-адмирал (29 марта 1909).

19 марта 1911 года назначен морским министром, одновременно с производством в адмиралы.

В период первой мировой войны Морское министерство, возглавляемое Григоровичем, сумело обеспечить согласованную работу промышленности, системы материально-технического обеспечения и подготовку кадров в учебных заведениях. О правильности выбранного под руководством министра направления в морской политике и кораблестроении свидетельствовал и тот факт, что построенные накануне и в ходе Первой мировой войны боевые единицы составляли 100% линкоров, 40% крейсеров и 30% эсминцев в составе флота, встретившего в 1941 году Великую Отечественную войну.

Член (с 1909) и председатель (1911-1917) Адмиралтейств-совета. Член Государственного совета (1913-1917).

4 октября (25 сентября) 1916 года принимал участие в церемонии закладки города Романов-на-Мурмане, ныне Мурманска (на фото справа внизу, склонившись, в погонах).

После Февральской революции 1917 года смещён с должности, уволен со службы Временным правительством.

С июня 1919 года Григорович работал сотрудником Петроградского отделения Главного управления Единого государственного архивного фонда, военного научно-издательского отдела, с 1920 года – в Морском архиве. В октябре 1921 года уволен.

Написал «Воспоминания бывшего морского министра» (1919). Воспоминания были написаны осторожно, почти не затрагивали политических вопросов и описывали события только до начала Февральской революции. Тем не менее, они пролежали в архиве более 70 лет и были впервые опубликованы только в 1993 году.

С конца 1923 года Григорович начал оформлять документы на выезд за границу для лечения, осенью 1924 года он уехал во Францию, где и остался. Жил в небольшом курортном городке Ментона на юге Франции, снимая комнату в пансионе. Зарабатывал на жизнь, продавая свои картины. Скончался 3 марта 1930 года в возрасте 77 лет, был похоронен на русском кладбище в Ментоне.

В 2005 году отряд кораблей Черноморского флота РФ совершил заход в порт Ментона на Лазурном берегу Франции, где взял на борт урну с прахом адмирала Григоровича. Из Ментоны прах адмирала доставили в Новороссийск, а оттуда самолетом – в Санкт-Петербург. Там, в соответствии с завещанием Григоровича, его останки были похоронены в семейном склепе на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

И.К. Григорович был женат на Марии Николаевне Шемякиной, троюродной сестре В.И. Ульянова (Ленина), дети – Мария (1885-1963) и Наталья (1901-1964).

В честь И.К. Григоровича назван корабль российского флота – cторожевой корабль проекта 11356 «Адмирал Григорович», переданный Черноморскому флоту России 10 марта 2016 года. На петербургской станции метро «Адмиралтейская», открытой в 2011 году, среди портретов-барельефов шести выдающихся адмиралов Российской империи есть и портрет Григоровича.

 


 

 


Назад