8 декабря 2020 15:00
18-летняя Алина Загитова заработала за год больше 1 миллиона долларов по подсчетам Forbes
Фигуристка Алина Загитова – самая юная участница звездного рейтинга Forbes «40 до 40». За минувший год 18-летняя спортсменка заработала 1,1 миллиона долларов.
Алина стала чемпионкой в Пхенчхане, где из-за допинг-санкций выступала не сборная России, а команда OAR (Olympic Athletes from Russia), и где ждали победы от другой российской спортсменки. Эти обстоятельства добавили победе Загитовой драматизма и повысили уровень медиашума вокруг нее. Через год, на финише сложного сезона 2018/2019, Алина выиграла чемпионат мира, собрав полную коллекцию трофеев фигурного катания, а в декабре 2019-го объявила, что приостанавливает спортивную карьеру.
С тех пор Загитова не принимала участия в соревнованиях, но это не помешало ей оказаться в числе 40 самых успешных звезд шоу-бизнеса и спорта моложе 40 лет. 31-е место в рейтинге Forbes спортсменке обеспечили высокие показатели популярности (топ-25 по числу запросов в Яндексе и Google, 6-я по упоминаемости в СМИ с мая 2019-го по май 2020-го) и доход 1,1 миллиона долларов, что большая редкость и для фигурного катания.
«История Алины Загитовой – это уникальная концентрация успеха в короткий период времени и необыкновенный драматизм, причем связанный не только со спортом, – объясняет феномен Загитовой Наринэ Каприэлян, старший вице-президент коммуникационного агентства PRP. – В три года ее взрослой карьеры вместилось несколько сюжетов, которые потребовали от Алины не только дисциплины и мастерства, но мужества и силы духа».
К примеру, о соревновательной паузе 17-летняя фигуристка объявляла в прямом эфире «Первого» канала, а в финале Гран-при-2019 лично извинялась перед публикой, что не сможет принять участие в показательных выступлениях.
«Три года Загитовой в большом спорте превратились в мощную, искреннюю историю, – добавляет Каприэлян. – Особенно важно, что она не выглядит искусственно сконструированным героем. У Алины сложный образ: внешне она эльф, а внутри – несгибаемый воин. Компании всегда привлекают такие сильные личности с историей. Бренды хотят транслировать свои ценности и очень ценят, когда могут передать свой актив через человека, звезду спорта или шоу-бизнеса».
Forbes разобрался, сколько Алина Загитова зарабатывает в фигурном катании и как монетизирует свою популярность вне соревновательной жизни.
Спорт
Фигурное катание не самый щедрый к атлетам вид спорта. И дело даже не в размере призовых (максимум – 64 000 долларов за победу на чемпионате мира, в финале Гран-при – 25 000 долларов), а в структуре календаря и особенностях отбора на главные старты.
Если во многих других зимних видах спорта коммерческие соревнования проводятся регулярно (раз в 1-2 недели) с осени по весну, то фигурист может рассчитывать только на три турнира в первой половине сезона (2 этапа Гран-при плюс, возможно, финал – для шести лучших в каждой дисциплине), а чтобы принять участие в чемпионатах Европы и мира, нужно попасть в квоту (2-3 спортсмена/пары) от страны. Есть еще скромная серия турниров Challengers, но там гонорары совсем низкие (4 000 долларов за победу) и выплачиваются только по итогам сезона.
Максимальная сумма, которую фигурист может заработать за соревновательный сезон, – 146 000 долларов. В 2019-м Загитова стала второй и третьей на двух этапах Гран-при, а в финале заняла шестое место. Эти результаты принесли ей 25 000 долларов. Лидер сезона заработал 82 000 долларов.
Для сравнения: победитель общего зачета Кубка мира 2019/2020 по лыжным гонкам Александр Большунов получил 177 750 евро, а лидер горнолыжного Кубка мира Микаэла Шифрин – больше 413 000 евро, хотя из-за пандемии несколько этапов были отменены.
Однако в России спортсмен сборной может рассчитывать не только на призовые, но и на зарплату – от Минспорта, региона и спортивного общества, которое представляет. Фигуристка Бетина Попова рассказывала, что минимальная ставка члена сборной составляет 20 000 рублей в месяц, но за звания и титулы полагаются надбавки. Кроме того, Загитова как олимпийская чемпионка получает президентскую стипендию – с 2019 года она составляет 52 000 рублей в месяц.
Шоу
Важным источником дохода для топ-фигуристов являются ледовые шоу. В нулевых звезды после сезона отправлялись в тур по Штатам, собирая полные залы по всей стране, но сейчас в Америке серьезный спад популярности фигурного катания.
В 2010-х главными странами на карте фигурного катания стали Япония и Россия. Интерес японцев вырос благодаря суперзвезде Юдзуру Ханю, который выиграл две олимпиады подряд. Популярности фигурного катания в России способствовали и спортивные успехи, и ледовые телешоу, и исторический опыт. Исследование платформы Sport Sensus подтверждает: в 2018-м фигурное катание вошло в топ-3 самых интересных для россиян видов спорта, после хоккея и футбола. Неудивительно, что с каждым годом в России становится все больше ледовых шоу, а для участия в них привлекаются уже не только бывшие, но и действующие фигуристы. Свои проекты есть у Ильи Авербуха, Татьяны Навки, Евгения Плющенко. В 2019-м собственное шоу появилось у Этери Тутберидзе.
Зимой 2019/2020 Загитова, взяв паузу в карьере, стала исполнительницей главной роли в новом ледовом спектакле Татьяны Навки «Спящая красавица. Легенда двух королевств». Гонорар спортсменки за 22 выступления, которые с аншлагами прошли в «Мегаспорте», составил 8,06 миллиона рублей. В феврале 2020-го Алина была хедлайнером двух шоу в Доброграде во Владимирской области (проект бизнесмена Владимира Седова), что, по оценкам экспертов, могло обойтись организаторам в 1 миллион рублей.
Еще больше спортсменка может заработать, выступая в Японии или Швейцарии. В японских шоу самые щедрые гонорары. Базовую ставку оплаты фигуриста определяют его титулы, но финальная сумма зависит от текущей популярности спортсмена. Загитова – действующая олимпийская чемпионка и чемпионка мира, ее обожают в Японии, поэтому гонорар Алины стартует с 10 000 долларов за выступление. В сезоне 2019/2020 она откатала около 20 шоу за рубежом.
Яркая победа на Олимпиаде превратила Загитову в мировую звезду фигурного катания, а взвинченное СМИ «противостояние» с Медведевой повысило градус внимания к спортсменке, особенно в России. Алина стала ньюсмейкером, причем не только в спортивном контексте.
Реклама
Юную, красивую, популярную и успешную спортсменку, конечно, заметили бренды. Летом 2018-го Загитова стала глобальным послом косметической марки Shiseido.
В феврале 2019-го о долгосрочном глобальном партнерстве с Загитовой объявила Puma (на фото). Алина стала «superpumawoman».
Официально озвучивать суммы партнерских соглашений в спорте не принято, но несколько экспертов оценили годовой контракт с атлетом уровня Загитовой в диапазоне от 100 000 до 200 000 долларов – в зависимости от географии и количества используемых рекламных носителей.
Кроме того, в спонсорском портфолио Загитовой есть сделка с японским производителем матрасов Airweave, промоакции с Aqua Minerale, «Сбербанком» и «Аэрофлотом».
В уникальной популярности Загитовой, позитивной и выходящей за пределы спорта, эксперты видят маркетинговый потенциал спортсменки.