ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Мурманская область ежегодно выбрасывает в атмосферу около 400 тонн «черного углерода»

В рамках российско-американского проекта сотрудники Мурманского государственного технического университета (МГТУ) совместно с коллегами из США подвели итоги по исследованию выбросов опасного для человека и природы вещества.  

Чёрный углерод – это знакомая всем сажа, а точнее, её мелкие твёрдые частицы размером до двух с половиной микрон. Так как они чрезвычайно мелкие, человек не видит их глазами. Поэтому мы даже не замечаем, как после вдыхания они оседают в легких, загрязняя их, как, например, табак. А кроме здоровья человека, чёрный углерод пагубно действует на хрупкую природу Арктики. Международное научное сообщество называет его вторым по влиянию на таяние льдов фактором после углекислого газа.

– Благодаря своей легкости частицы сажи могут переноситься ветром на очень большие расстояния. Именно таким образом черный углерод попадает с материка на лёд полярной шапки планеты и начинает его растапливать, – поясняет известный российский эколог, руководитель климатической программы Всемирного Фонда дикой природы (WWF) России Алексей Кокорин.

Занимались исследованиями сотрудники МГТУ совместно с коллегами из США в рамках программы действий «Арктического совета по снижению выбросов загрязняющих веществ» и американо-российской президентской комиссии по защите окружающей среды.

– Россия имеет самую большую территорию в Арктике, и мы хотели узнать, насколько велика её вина в выбросах «черного углерода», чтобы потом решать эту проблему. Но в данном исследовании изучались только промышленные источники выбросов. Кроме них, существенный вклад вносят лесные пожары и сжигание дров для отопления. Этим грешит не только Россия, – рассказала старший научный сотрудник «Объединенного исследовательского института глобальных измерений США» Мередид Эванс.

Перед учеными стояли задачи установить источники образования черного углерода на территории Мурманской области, оценить, сколько вредных частиц выбрасывается в атмосферу, и предложить способы снижения выбросов. Как и предполагалось, главными источником выбросов оказались устаревшие дизельные двигатели. А вот при анализе – какие из них больше выбрасывают сажу – исследователей ждал сюрприз. В других регионах – это городской транспорт, а у нас – самосвалы и экскаваторы горнорудных предприятий. Они выбрасывают 152 тонны углерода в год. На втором месте оказался городской автотранспорт, за ним следуют морские суда, железнодорожные локомотивы и дизель-генераторы. Все вместе они выбрасывают в атмосферу Мурманской области около 400 тонн черного углерода в год.

– Чтобы изменить ситуацию, необходимо на устаревшие двигатели поставить фильтры и использовать топливо с низким уровнем серы стандарта Евро-5. Ну, а самый лучший вариант – это полный отказ от эксплуатации старых машин и закупка новых уже со стандартом на топливо Евро-5, а лучше всего Евро-6. То же самое касается морского транспорта и железнодорожного. Например, замена одного древнего «Икаруса» снижает выбросы сажи в 28 раз, – уверен руководитель исследования, заведующий кафедрой энергетики и транспорта МГТУ Владимир Малышев.

Первым результатом проекта можно назвать появление на улицах Мурманска современных автобусов. В прошлом году руководство ОАО «Мурманскавтотранс» провело консультации с МГТУ и по их итогам закупило 38 машин с двигателями стандарта Евро-5. А в этом году его примеру последовал «Электротранспорт», купивший у Минского автомобильного завода (МАЗ) более 20 экологичных машин. То есть, теперь подавляющее большинство городских автобусов большой вместимости практически не выбрасывают «черный углерод».

Следующими шагами могут стать изменения транспортных потоков и направлений дорожного строительства, замена дизель-генераторов в отдаленных поселках на ветряные и солнечные электростанции и многое другое. Но, наверное, самым важным станет решение правительства России сделать с 1 января 2015 года стандарт Евро-5 обязательным для всех новых двигателей.

По сообщению Беллона-Мурманск.


Назад