26 октября 2021 11:00
Режиссер, умеющий снимать киношедевры и «открывать» актеров. Игорю Масленникову – 90 лет. Предъюбилейное интервью
Игорь Фёдорович Масленников родился 26 октября 1931 года в Сормовском районе города Горького (ныне Нижний Новгород), откуда была родом его мать Екатерина Васильевна. Бабушка по материнской линии Надежда Осиповна Торопенко была дочерью донского казака и мелкопоместного дворянина из Ростова-на-Дону, дед Василий Павлович Ильин служил мастером паровозного цеха на заводе «Красное Сормово». Там же работал и отец Игоря – Фёдор Павлович Масленников, инженер по капитальному строительству. Его предками были крестьяне из деревни Верхополье, дед Павел Николаевич Федотов-Масленников был кузнецом.
Вскоре семья переехала в город Колпино под Ленинградом. Отец работал на Ижорском заводе заместителем начальника цеха Петра Меркурьева – брата актёра Василия Меркурьева, с которым его впоследствии связала тесная дружба. В 1939 году Игорь заболел воспалением среднего уха и перенёс операцию по трепанации черепа. Во время блокады отца с семьей направили в Челябинск, где тот возглавил конструкторское бюро по производству танков Т-34. После войны он работал на Кировском заводе. Около двух лет Масленниковы, лишённые квартиры, вынужденно проживали в доме Меркурьевых.
Игорь с детских лет вращался в актёрской среде, ходил на спектакли в Александринском театре, посещал рисовальные классы и литературную студию при Дворце пионеров. О кинокарьере не мечтал.
С детства Игорь любил рисовать, и это у него очень хорошо получалось. Поэтому после окончания средней школы в 1949 году он отправился поступать в Академию художеств, но в последний момент передумал.
В 1954 году Масленников окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета по двум специальностям – филолог и журналист. Ещё на четвертом курсе он начал работать в газете – был ответственным секретарём многотиражки «Ленинградский университет», а в 1956 году его направили на работу на Ленинградское телевидение для организации молодёжной редакции. Здесь в течение практически 10 лет Игорь работал редактором, сценаристом, художником, автором-оператором (выпускал тележурнал «Молодой ленинградец») и сценографом (работал над телеспектаклями).
Как художник сделал спектакли «Пасынок» (1960) в Малом драматическом театре, «Интервенция» (1962) в ДК имени Горького, «Перед ужином» (1963) в Большом драматическом театре, «Улыбнись, Света!» (1964) в Ленинградском театре музыкальной комедии.
Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве, Масленников, снимая фестивальные интервью и репортажи, научился владеть камерой и сквозь её объектив видеть мир. Это было время обширных международных молодёжных обменов, и с камерой в руках Игорь сопровождал поездки ленинградской молодежи по миру и снял несколько документальных киноочерков. А вместе с режиссёром Цуцульковским он делал первые «Голубые огоньки» и ещё успевал работать в БДТ у Г.Товстоногова.
Но режиссура манила Масленникова всё больше, и в 1965 году он поступил на Высшие режиссёрские курсы при «Ленфильме» (мастерская Г.Козинцева), по окончании которых в 1967 году стал режиссёром этой киностудии и дебютировал в кино в 1968 году фильмом «Личная жизнь Кузяева Валентина».
В последующие годы Игорь Фёдорович работал в самых разных жанрах, ставя фильмы для детей – «Завтра, третьего апреля…» (1969), о спорте – «Гонщики» (1972), исторические картины – «Ярославна, королева Франции» (1978), «Под каменным небом» (1974), мелодрамы «Сентиментальный роман» (1976) и другие.
Огромную известность Масленникову принесли цикл телевизионных фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (впервые показанный по Центральному телевидению в конце 1970-х – начале 1980-х годов) и трилогия «Зимняя вишня», которые стали крупным успехом режиссёра. Масленников надолго закрепил в сознании миллионов зрителей свою трактовку героев и сюжетов Конан Дойла, найдя великолепных исполнителей не только на главные, но и на второстепенные роли (Василий Ливанов, Виталий Соломин, Борис Брондуков, Рина Зеленая, Никита Михалков и другие) и уделив пристальное внимание достоверности исторических и бытовых деталей. А мелодрама «Зимняя вишня» (1985) открыла для широкого зрителя актрису Елену Сафонову. Фильм и его героиня пользовались таким успехом, что спустя несколько лет режиссёр снял его продолжение.
Среди других знаменитых режиссёрских работ Масленникова – фильмы «Пиковая дама» (1982), «Продление рода» (1988), «Филипп Траум» (1989), «Тьма» (1992), «Что сказал покойник» (1999), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Письма к Эльзе» (2002), «Тимур и его коммандос» (2004), «Русские деньги» (2006), «Взятки гладки» (2008), «Банкрот» (2009)… Всего около 30 картин.
Ещё в 1971 году режиссёр начал своё плодотворное сотрудничество с композитором В.Дашкевичем, который стал автором музыки почти ко всем его фильмам. В ряде своих картин Масленников выступал и в роли сценариста. В его работах – вкус той роскошной русской кинотеатральной традиции, которая была принадлежностью только нашего кинематографа, воспитанного великой литературой и великим театром, когда в кадре осмысленно всё – от поведения актёров до пейзажа и атмосферы, которую на равных с оператором и художниками создает и композитор.
Известен Игорь Федорович и как активный общественный деятель – много лет он является президентом петербургской студии «Троицкий мост», был председателем Союза кинематографистов России (1990-1994), а затем и первым секретарем (1999-2004).
В 1998-2003 годах Масленников возглавлял мастерскую режиссуры игрового кино в Санкт-Петербургском университете кино и телевидения, а с 2011 года руководит Высшими режиссёрскими курсами Института повышения квалификации и с 2002 года ведёт режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Он – профессор, академик Российской академии кинематографических искусств и Евразийской академии телевидения, автор книг «Бейкер-стрит на Петроградской» и «Из личной кинопрактики. За стопкой стопка». Масленников – Заслуженный деятель искусств и Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премий России в области литературы и искусства и многих международных кинофестивалей.
Масленников награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012), Почета (2004), Золотой Пушкинской медалью «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры», он – лауреат Государственной премии России (2001).
В 1992 году у Масленникова родилась дочь Екатерина. Её мать – Наталья Евгеньевна Андреева, директор и генеральный продюсер студии «Троицкий мост» (Санкт-Петербург).
Сегодня Игорь Фёдорович Масленников живёт и работает в Санкт-Петербурге и в Москве.
Увидим ли мы еще хотя бы одну картину от маэстро, планирует ли он возвращение в режиссерское кресло и почему до сих пор не любит вспоминать об одной из лучших своих работ – эпопее про Шерлока Холмса – в предъюбилейном интервью.
– Игорь Федорович, 90 лет – это очень серьезный возраст. С какими мыслями, с какими ощущениями вы к нему подходите?
– Со стариковским ворчанием по поводу ситуации с нашей культурой. Дело все в том, что она превратилась у нас в зарабатывание денег. А о нравственности, морали и душе никто не заботится.
– Вот как раз о душе, морали и нравственности. Несколько лет назад вы заявляли, что планируете снять продолжение одной из лучших ваших серий – «Зимнюю вишню-4». Сейчас о картине ничего не слышно. У нас есть еще шанс его увидеть?
– Вы знаете, у нас – меня и мои учеников – все готово для начала съемок. Но куда бы мы ни обращались за поддержкой, нас везде встречает молчание. У меня накопилась целая коллекция писем от «Ленфильма», министерства культуры, губернаторов разных регионов, Союза кинематографистов. Везде одно и то же – ноль внимания. Причем картина-то это недорогая. Там нет каких-то сложных декораций, все действие происходит на улицах Петербурга. Мы подсчитывали ее бюджет, получалось в районе 30 миллионов рублей. По нынешним меркам это пустяки.
– А почему тогда вам отказывают?
– Ну, наверное, считают, что по нынешним стандартам это мелкотемье какое-то. Хотя это не так. Первая «Вишня» была про одну эпоху – брежневский застой, вторая – про деятельность товарища Горбачева, который разворотил всю страну, третья рассказывала о судьбах героев при Ельцине, когда часть из них оказалась в Америке, а часть во Франции. А для четвертого фильма мы сделали историю нашего времени – про то, как дети героев возвращаются на Родину. Но никто на это не реагирует. Я задумал это кино еще несколько лет назад, когда у меня у самого были силы. А сейчас уже и сил нет, и внимания нам нет никакого. Так что я считаю, история «Зимней вишни-4» окончена, и продолжения мы уже не увидим.
– Тем не менее у вас есть планы вернуться в режиссерское кресло?
– Ну о чем вы говорите! Вот доживите до девяноста лет – и сами попробуйте ответить на свой вопрос.
– Не грустно было покидать вашу родную стезю?
– Я много сделал в финальной, скажем так, части. У меня вышло три фильма по Островскому – «Русские деньги», «Банкрот» и «Взятки гладки». Я считаю, что это очень интересные работы. Это моя вместе с Островским расправа над капитализмом.
– Чем вы сейчас занимаетесь? Как проводите дни?
– Я пишу. У меня была автобиографическая книга «Бейкер-стрит на Петроградской». Моя история от рождения и примерно до 2006 года. Она очень хорошо разошлась в свое время, сейчас ее хотят переиздавать, а мне поступило предложение написать вторую часть, рассказать о второй половине моей жизни. Вот этим я и занимаюсь – сижу и работаю над книгой. Уже придумал название – если я успею ее дописать, она будет называться «Вишня на торте».
– То есть, сейчас ваш основной доход приносят книги?
– Книги? Книги я издаю за свои деньги, за свою пенсию! Слава богу, она у меня более-менее приличная. Не скажу, какая – я все-таки родом еще из того времени, когда про деньги было даже как-то неприлично говорить – но нормальная. Союз кинематографистов, опять же, немножко доплачивает, как Народному артисту РСФСР. Так что три-четыре месяца – и можно оплатить издание книги.
– А с Василием Ливановым, который сыграл главную роль в цикле про Шерлока Холмса, вы не хотите помириться под юбилей? Вы ведь не общаетесь уже больше 30 лет – как раз со съемок эпопеи.
– А я с ним не ссорился. Это он надулся как пузырь из-за того, что я в своей книге – той самой, «Бейкер-стрит на Петроградской» – посмел написать, что он очень средний актер, но при этом идеально подходящий типаж для роли Холмса. Я, между прочим, с самого начала собирался снимать именно его, потому что никого больше не видел в этой роли. А он надулся и с тех пор везде поливает меня грязью. Так что нет, мы не общаемся, не списываемся. И не планируем. С какой стати-то? Пошел он на фиг!
– Что вы собираетесь делать, когда закончите книгу?
– Я собираюсь дожить до 100 лет. У меня есть пример – мой замечательный приятель Владимир Михайлович Зельдин, который дожил до ста одного года. Так что у меня это цель.
– И вам ничто не мешает к ней идти, судя по всему!
– Никто не мешает, абсолютно. Кроме большого количества корреспондентов, которые постоянно дергают меня по телефону.