Лыже-биатлонная "Гонка чемпионов"– 2026: Рязань, 3-4 января

"Гонка чемпионов" пройдет с 3 по 4 января. В первом этапе турнира в ходе квалификации определятся десять команд по четыре человека, в которые войдут по два представителя мужчин и женщин из лыжного спорта и биатлона. На следующий день отобравшиеся спортсмены поборются за призовой фонд в 12 миллионов рублей

О погоде на Новый год в Москве: легкие снежок и мороз

По предварительным прогнозам, в Москве 31 декабря ожидаются осадки в виде снега, а температура воздуха может опуститься до -10 градусов, сообщила главный специалист столичного метеобюро Татьяна Позднякова

Цвет 2025 года – Мокко Мусс

Каждый год миллионы дизайнеров, модельеров и даже простых людей ждут объявления главного цвета года по версии Pantone. Это событие становится настоящей сенсацией в мире моды и дизайна

"Краснодар" поставил ЦСКА на место и лидирует в первенстве России перед «зимней паузой»

Прошли четыре заключительные четыре матча 18-го тура чемпионата страны по футболу в Российской премьер-лиге (РПЛ) перед «зимней паузой»

Магнитные бури в декабре 2025-го

Декабрь 2025 года, согласно предварительным прогнозам, обещает быть сравнительно спокойным. Несмотря на умеренную геомагнитную активность, отдельные дни месяца все же потребуют внимания. Специалисты отмечают, что на солнце ожидаются небольшие выбросы плазмы, которые могут вызвать кратковременные возмущения магнитного поля Земли

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на декабрь 2025 года

31 – Президент РФ Б.Н. Ельцин досрочно прекратил исполнение полномочий Президента Российской Федерации (1999)

Еще раз о повышении пенсий. Они вырастут с 1 января на 7,6%

Статс-секретарь отметил, что индексация страховых пенсий касается всех российских пенсионеров – и работающих, и неработающих

Татьяна Навка: новый сезон театральных представлений в стране и за рубежом

Олимпийская чемпионка в танцах на льду продюсер Татьяна Навка рассказала о предстоящем открытии осенне-зимнего сезона театральных шоу на льду. "Это полноценные театральные представления, где фигурное катание органично переплетается с цирком, балетом, мюзиклом и современными сценическими технологиями"

Выдающийся театральный художник Борис Мессерер отмечает 85-летие

Известный театральный художник, народный художник России Борис Асафович Мессерер родился 15 марта 1933 года в Москве в семье артиста балета и балетмейстера Асафа Мессерера (1903-1992) и актрисы немого кино, художника по костюмам Анели Судакевич (1906-2002).

В 1956 году окончил Московский архитектурный институт, где учился у художника и скульптора Александра Дейнеки, графика и иллюстратора Артура Фонвизина, архитектора Бориса Мезенцева.

В 1956-1957 годах в составе авторской группы художников работал над созданием панно "Москва" для главного павильона выставки EXPO-58 в Брюсселе.

В 1960 году Мессерер начал работать как театральный художник в Московском государственном театре "Современник". Им были оформлены спектакли "Третье желание" (1960), "Белоснежка и семь гномов" (1961), "Старшая сестра" (1962), "Назначение" (1963), "Сирано де Бержерак" (1964), "Принцесса и дровосек" (1969).

Затем Мессерер работал над сценографией в Театре имени Евгения Вахтангова в постановках "Неоконченный диалог" (1976), "Тринадцатый председатель" (1979), "Три возраста Казановы" (1985). В Театре имени Моссовета оформлял спектакли "Дальше – тишина" (1969) и "Орнифль, или Сквозной ветерок" (1986).

В Театре Сатиры художник работал над постановками "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" (1968), "Самоубийца" (1982, возобновлен в 1987), "Трибунал" (1989), в Театре имени Пушкина им оформлены спектакли "Парусиновый портфель" (1966), "Похождения бравого солдата Швейка" (1971), "Недоросль" (1975), в Театре на Малой Бронной – "Покровские ворота" (1974). В Театре имени Маяковского Мессерер был художником спектаклей "Круг" (1988), "Валенсианские безумцы" (1990), "Горбун" (1991).

Во МХАТе он оформил постановки "Сладкоголосая птица юности" (1975), "Принц и нищий" (1980), "Трагики и комедианты" (1991), "Горе от ума" (1992), "Борис Годунов" (1994), "Преступление и наказание" (1995), "Привидения" (1999) и другие. В 1990-1997 годах Борис Мессерер занимал пост главного художника МХАТ имени Чехова.

В 2001 году оформил спектакль памяти артиста театра и кино Андрея Миронова "Андрюша" в Театре Сатиры. В 2002 году был сценографом постановки "Фауст" в Театре на Таганке. В 2013 году выступил художником спектакля "Синяя птица" в Театре кукол имени Образцова.

В 1963 году Борис Мессерер дебютировал как художник музыкального театра на сцене Государственного Большого театра России в балете "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Прокофьева. В 1967 году создал декорации к балету "Кармен сюита" в оркестровке Родиона Щедрина. Впоследствии в Большом театре он оформил балеты "Конек-горбунок" Щедрина (1999) и "Светлый ручей" (2003) Дмитрия Шостаковича.

В Театре имени Кирова (ныне Мариинский) Мессерер работал над постановкой "Левша" (1976). Также он оформлял музыкальные спектакли в Оперном театре Лейпцига, Театре оперы и балета имени З.П. Палиашвили (Тбилиси), Театре оперы и балета имени А.А. Спендиарова (Ереван).

В 2014 году стал сценографом оперы-буфф "Школа жен" в Театре "Новая опера" имени Е.В. Колобова.

В кино Мессерер был художником фильмов "Лев Гурыч Синичкин" (1974), "Двенадцать стульев" (1980), "Романовы: венценосная семья" (2000) и других.

Он является автором живописных серий "Самарканд – Бухара", "Сванетия", "Города Прибалтики", "Петербург. Белые ночи", "Балерины", "Интерьеры", "Беспредметные композиции", "Белые ночи". Создал серии крупноформатных многоцветных офортов "Натюрморты со старинными предметами", "Танцы в стиле ретро", а также серии акварелей "Таруса", "Портреты Беллы Ахмадулиной", "Цветы" и другие.

Среди его многочисленных инсталляций – "Реквием по Венедикту Ерофееву" (2001), "Сказка о дожде" (1994-1995, 2002), "Посвящение Метрополю" (1994-2013), "Реквием по Венедикту Ерофееву" (1999-2013), "Обыск" (2013).

Мессерер – дизайнер многочисленных выставок. В Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина оформил выставки "Москва – Берлин, 1900-1950" (1996), "Русский придворный костюм" (2000), "Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича" (2005), "Феллини!" (2005), "Маски. От мифа до карнавала" (2006), "Уильям Тернер" (2008), "Пикассо" (2010), "Сальвадор Дали" (2011), "Уильям Блейк и британские визионеры" (2011), "Воображаемый музей" (2012), "Прерафаэлиты: викторианский авангард" (2013), "Шедевры Тициана из музеев Италии" (2013). Он также был дизайнером ряда выставок в Центральном выставочном зале (Манеж) и Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.

Его персональные выставки проходили в Московском доме художника (1990, 1993), Российской академии художеств (1994, 2005), ГМИИ имени А.С. Пушкина (2000, 2005), ЦВЗ – Манеж (2003), Третьяковской галерее (2008, 2013) и на других известных площадках. Выставки акварелей экспонировались в залах Москвы, Санкт-Петербурга, Тарусы, Перми, Кирова, Калуги, Тулы.

Мессерер многие годы занимался оформлением книг, создал книги-альбомы "Таруса" (2009) и "Белые ночи" (2012). Автор и составитель книги "Театр Бориса Мессерера" (2014). За этот двухтомник Мессерер получил премию "Театральный роман"-2015.

Член Московского Союза художников. Член Союза театральных деятелей России и Союза кинематографистов России.

Борис Мессерер – народный художник РФ (1993). С 1997 года – действительный член Российской академии художеств (РАХ). Входит в президиум РАХ, академик-секретарь театрально- и кинодекорационного искусства.

Творчество художника отмечено различными наградами, он лауреат Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 и 2001 годов. Награжден орденами Почета (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008), Дружбы (2013).

Удостоен серебряной медали РАХ (1987) и золотой медали РАХ (2002), а также ордена РАХ "За служение искусству" (2013). В 2003 году Мессерер получил серебряную медаль Международной выставки Квадриеннале сценографии в Праге. В 2008 году художник стал лауреатом театральной премии Москвы "Хрустальная Турандот". В 2011 году награжден Премией имени Н.В. Гоголя (Италия). В 2013 году был отмечен Премией имени О. Янковского и Премией имени Н. Рериха. В 2017 году он был удостоен Новой Пушкинской премии за творческий вклад в отечественную культуру.

Мессерер был дважды женат. Первой женой художника была балерина Большого театра Нина Чистова. Его сын от этого брака, Александр Мессерер, продолжил профессию отца, став художником. Второй супругой Бориса Мессерера была поэтесса Белла Ахмадулина (1937-2010). Об Ахмадулиной Мессерер написал книгу "Промельк Беллы. Романтическая хроника", которая в 2017 году получила литературную премию "Книга года".

Двоюродной сестрой Бориса Мессерера была известная балерина Майя Плисецкая (1925-2015).

 

 


Назад