ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Сегодня – Всемирный день цирка

В третью субботу апреля во всем мире отмечается Всемирный день цирка (World Circus Day). В 2017 году этот день приходится на 15 апреля.

Этот праздник впервые был проведен в 2010 году. С инициативой ежегодного проведения Всемирного дня цирка выступили Европейская цирковая ассоциация и Всемирная федерация цирка.

Всемирная федерация цирка со штаб-квартирой в Монте-Карло была основана в 2008 году под патронажем принцессы Монако Стефании.

Первый цирк был открыт в Лондоне в 1777 году (по другим данным в 1768 году) Филипом Астлеем. Это было первое в Европе театрализованное представление в здании с круглой ареной и крышей в форме купола. Первоначально круглый манеж в цирке существовал исключительно для лошадей. В цирке Астлея преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, живые пирамиды из наездников, которые строились на полном скаку. Астлей первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу. Ему также принадлежит заслуга определения диаметра цирковой арены – 13 метров, которая была выбрана таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью. Кроме конных представлений в цирке Астлея ставились сюжетные музыкальные спектакли, феерии и мелодрамы на исторические темы, включавшие фехтование и конные батальные сцены. Филип Астлей стал основателем первой цирковой династии. В 1782 году открылся филиал его театра в Париже. "Амфитеатр Астлея" просуществовал до 1895 года и был одним из самых популярных увеселительных заведения Лондона первой половины XIX века.

Уже к началу XX века структура циркового представления кардинально изменилась. В стационарном цирке появились коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. После введения страховочной сетки были усложнены трюки воздушной гимнастики, где возникло новое амплуа – "ловитор" (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые был исполнен номер "перекрестный полет". В искусстве канатоходцев пеньковый канат был заменен на более прочный металлический трос, что дало возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. С технической революцией начала XIX века увеличилось количество номеров и аттракционов, основанных на использовании техники – от гонок по вертикальной стене до "полета из пушки на Луну", от феерий на воде до новых возможностей иллюзиона.

Истоки русского цирка находились в выступлениях странствующих артистов-скоморохов, известных с XI века. В XVIII веке все большее распространение получили ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступали акробаты, гимнасты, жонглеры. В начале XIX века цирковые представления проводились в манеже графа Завадовского в Петербурге, было построено специальное здание для конных выступлений на Крестовском острове. В 1849 году в Петербурге открылся казенный императорский цирк со специальным отделением для подготовки цирковых кадров. В 1853 году был построен стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки. В декабре 1877 году в Петербурге состоялось торжественное открытие первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой специфики. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли, главе большой цирковой семьи.

В настоящее время стационарные цирки есть практически во всех областных и крупных городах России, кроме Мурманска. Впрочем, до войны цирк в городе был, правда, не стационарный, а летний – шапито. Располагался он в южном конце проспекта Сталина (ныне Ленина), в районе Варничного ручья. Планировали построить стационарный – на 1500 мест – и после войны, но не случилось…

После Октябрьской революции было создано Главное управление цирками (ГУЦ), хозрасчетная организация, существовавшая в системе Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР. В ГУЦ входили кроме стационарных, передвижные цирки и аттракционы под общим названием Циркообъединение.

В 1957 году ГУЦ было преобразовано во Всесоюзное объединение государственных цирков – Союзгосцирк, руководивший цирковым делом в СССР. Союзгосцирк обеспечивал хозяйственную деятельность цирков; курировал постановочную работу стационарных цирков и цирковых коллективов, проводил подготовку и переподготовку артистов различных жанров.

После распада СССР была создана компания "Росгосцирк", которая стала преемницей "Союзгосцирка". Это самая крупная цирковая компания не только в Европе, но и в мире, объединяет 42 стационарных цирка в России.

Система "Росгосцирка", основанная на так называемом цирковом конвейере, представляет почти 500 оригинальных цирковых номеров и программ. Ее артистические кадры составляют почти три тысячи человек, которые пополняются выпускниками Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М.Н. Румянцева (Карандаша), а также участниками любительских цирковых коллективов из 70 регионов страны. В цирковых представлениях участвуют почти две тысячи животных.


Назад