ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

3 – День памяти князя Святослава – первого славянского русского князя

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

«Портрет, твой портрет работы Пабло Пикассо»… К 135-летию выдающегося французского художника

Французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо, полное имя Пабло Руис-и-Пикассо (Pablo Ruiz-y-Picasso), родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испания.

Его отец Хосе Руис Бласко был художником, преподавателем живописи в провинциальной школе изящных искусств в Малаге, профессором Школы изящных искусств в Барселоне.

В юности Пикассо решил взять более редкую фамилию матери, Марии Пикассо Лопес, вместо распространенной отцовской фамилии – Руис.

В 1892-1895 годах учился в Школе изящных искусств в Ла-Корунье, в 1895-1897 годах – в Школе изящных искусств в Барселоне, где получил золотую медаль за картину "Наука и благотворительность" (1897).

В конце 1890-х годов обучался в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде.

В 1899 году Пикассо вернулся в Барселону, где стал завсегдатаем известного кафе "Четыре кота", в котором собирались художники и литераторы. Здесь же 1 февраля 1900 года состоялась его первая персональная выставка.

В 1901-1904 годах, получивших в его творческой биографии название "голубого периода" из-за преобладания в его картинах того времени голубой тональности, он жил то в Барселоне, то в Париже. В этой манере были написаны полотна "Любительница абсента" (1901), "Свидание" (1902), "Старый еврей с мальчиком " (1903) и другие.

В следующий период, получивший название "розового", появились сцены дружбы, любования красотой тела. Произведением переходного периода – от "голубого" к "розовому" является его "Девочка на шаре" (1905). В конце "розового периода" появились "античные" картины – "Мальчик, ведущий лошадь" (1906), "Девочка с козлом" (1906) и другие.

До "розового" периода жизнь художника была скорее борьбой за существование, но его положение заметно улучшилось, когда в течение нескольких лет русский коллекционер Сергей Щукин приобрел около пятидесяти его работ. В то время Щукин обладал лучшим собранием картин Пикассо в Европе.

В 1907 году Пикассо создал композицию "Авиньонские девицы", которая считается поворотным моментом в изобразительном искусстве XX века.

С 1908 года по 1909 год Пикассо совместно с Жоржем Браком разработали новый стиль – кубизм. В этом стиле были написаны полотна "Королева Изабо", "Дама с веером" (обе – 1909), "Портрет А. Воллара" (1910), "Дриада", "Фермерша", "Три женщины", ряд натюрмортов (1909-1910). Кубизм на ранней стадии был отражен в картинах "Сидящая женщина" (1909), "Портрет Канвайлера" (1910) и "Моя красавица" (1911).

С 1912 года художник широко использовал технику коллажа – построения композиций из кусочков бумаги и других материалов, наклеенных на холст. Высшее достижение в этом стиле – две картины с одинаковым названием "Три музыканта" (1921).

К 1917 году относится первый опыт работы Пикассо в качестве театрального художника. Он создал эскизы костюмов и декораций к постановке балета "Парад" для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. В 1920-е годы Пикассо продолжал работать для театра, а также писал картины в разнообразных стилях – от неоклассики до кубизма и сюрреализма.

В 1928-1931 годах художник занимался созданием произведений из металлических сварных конструкций.

В начале 1930-х годов он сделал несколько графических серий, числе которых 30 офортов к "Метаморфозам" Овидия для издательства "Скира" и к "Неведомому шедевру" Оноре де Бальзака по заказу коллекционера Амбруаза Воллара.

В 1936 году с началом гражданской войны в Испании Пикассо стал на сторону республиканского правительства и принял предложение занять почетный пост директора музея Прадо. В 1937 году художник создал панно "Герника" в память о бомбардировке баскского городка, в результате которой он был стерт с лица земли.

В годы Второй мировой войны Пикассо принимал участие в Движении Сопротивления в оккупированной Франции. В 1944 году художник вступил во Французскую коммунистическую партию. Политические убеждения Пикассо проявились в картине "Война в Корее" (1951) и двух больших панно "Война и Мир" (1952).

В 1946 году мастер обратился к искусству керамики и практически возродил в городке Валлорис на Ривьере некогда процветавшее там керамическое ремесло.

Всего он создал около двух тысяч работ в технике керамики.

В 1947-1950 годах он разработал особую технику литографии.

В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Завтрак на траве. По Мане" (1960), "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950), "Менины. По Веласкесу" (1957).

В 1958 году Пикассо создал композицию "Падение Икара" для парижского здания ЮНЕСКО.

В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.

Пикассо был не только большим художником, но и поэтом и драматургом. Его перу принадлежат две пьесы – "Желание, пойманное за хвост" и "Четыре маленькие девочки".

8 апреля 1973 года Пабло Пикассо скончался в Мужене во Франции. Похоронен возле замка Вовенарг во Франции.

Пикассо был лауреатом Международной премии Мира (1950) и Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1962). В 1967 году он отказался от ордена Почетного легиона.

По оценкам искусствоведов, творческое наследие Пабло Пикассо составляет 1 885 картин, 12 000 рисунков и набросков, 1 228 объемных работ и скульптур, 2 880 керамических изделий, несколько печатных изданий, разошедшихся многотысячными тиражами, а также множество ковров и гобеленов.

Еще при жизни художника в 1963 году был открыт его музей в Барселоне. В 1970 году Пикассо передал в дар музею более девятисот своих произведений.

В октябре 1985 года был открыт Национальный музей Пикассо в Париже. Он располагается в особняке Сале, построенном в XVI веке. Музею принадлежит самое обширное в мире собрание произведений и предметов, связанных с жизнью и творчеством художника.

В октябре 2003 года в присутствии короля Испании Хуана Карлоса I и королевы Софии был открыт Музей Пикассо в Малаге.

Пабло Пикассо – один из самых "дорогих" художников мира – эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.

Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети – дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.

А теперь вернемся к заголовку. Его начало – две строчки из некогда популярной в СССР песенки, шлягера, как сейчас бы сказали, которая так и называется «Портрет работы Пабло Пикассо». Ее тогда исполняли и ВИА «Веселые ребята», и Евгений Осин, и другие эстрадные артисты.

Как же попал Пикассо в песню? Оказалось, что песня изначально не наша – польская. И текст у нее совсем другой, нет там никакого Пикассо. Написана песня была в 1969 году, специально для первой дамы польской эстрады, Ирены Сантор, и стала одной из самых популярных песен конца 60-х годов в Польше. Музыку к песне написал Владислав Шпильман, автор целого ряда самых популярных песен золотого века польской эстрады, а стихи – Казимеж Винклер.

Переводчик же, вернее, автор русского текста – очень известный в свое время Онегин Гаджикасимов (1937-2002). Огромное число песен на его стихи становились шлягерами, например, еще "Восточная песня" в исполнении Валерия Ободзинского. А вот почему при очень вольном переводе упомянутой нами песни с польского языка на русский поэт включил в текст имя французского художника, наверное, навсегда останется тайной. Гаджикасимов в разгар своей карьеры ушел в Оптинскую пустынь, стал монахом, там и скончался.

Вот знакомый многим текст:
 

Опять мне снится сон, один и тот же сон.
Он вертится в моем сознанье словно колесо:
Ты в платьице стоишь, зажав в руке цветок,
Спадают волосы с плеча, как золотистый шелк.
Моя и не моя, теперь уж не моя.
Ну кто он, кто тебя увел? Скажи мне хоть теперь.

[Припев]
Мне снятся вишни губ
И стебли белых рук -
Прошло все, прошло,
Остался только этот сон.
Остался у меня,
На память от тебя,
Портрет твой, портрет
Работы Пабло Пикассо.

Не будет у меня с тобой, наверно, встреч.
И не увижу я твоих печальных больше плеч.
Хранишь ли или нет колечко с бирюзой,
Которое тебе одной я подарил весной.
Как трудно объяснить и сердцу и себе
То, что мы теперь чужие раз и навсегда.

[Припев]

[Припев]


Назад