Сергей Шойгу: «Мы сразу договорились: надо прекратить врать. Многое скрывалось или искажалось»

Министр обороны РФ, Герой России, генерал армии Сергей Шойгу дал первое развернутое интервью за семь лет. Предлагаем вашему вниманию его ответы на наиболее интересные вопросы

Росгидромет опубликовал прогноз погоды на зимний период: октябрь – март

Для Мурманской области температура октября и ноября прогнозируется «выше нормы», декабря-марта – «около нормы»

Официальный курс доллара и евро на выходные и понедельник 21-23 сентября

Стоимость бивалютной корзины (0,55 доллара и 0,45 евро), рассчитанная по официальным курсам, составила 66,89 рубля

Погода в Мурманской области 21-24 сентября – северная, осенняя: дождь, снег, ветер

23 сентября облачная c прояснениями погода, местами осадки в виде дождя и мокрого снега. Ветер - северо-западный, умеренный. Температура воздуха: ночью от +2 до-3°, днем +1+6°. Ночью и утром местами гололедица

Десятый тур чемпионата России по футболу в РПЛ. Расписание игр

22 сентября: Оренбург – Локомотив 11:30; Динамо – Сочи 14:00; Арсенал (Тула) – Урал (Екатеринбург) 16:30; ЦСКА – Краснодар 19:00

В Мурманской области началось строительство Кольской ветроэлектростанции

Ветровая электростанция будет располагаться вдоль дороги Мурманск – Туманный – Териберка. Ввод Кольской ВЭС в эксплуатацию запланирован на конец 2021 года. Ветропарк будет оснащен 57 турбинами

Арктическая группировка Северного флота провела учения с боевой стрельбой в районе архипелага Земля Франца-Иосифа

Учение проходило в штормовых условиях при волнении моря до 4-х баллов и сильном порывистом ветре

Человечеству не удается затормозить глобальное потепление: уровень CO2 в атмосфере Земли растет

Содержание диоксида углерода в атмосфере Земли увеличилось на 3 пункта в августе 2019 года относительно аналогичного показателя 2018 года

Мост через реку Тулома в Коле закрыт. Изменено расписание автобусов на западный берег Кольского залива

С 10 сентября мост через реку Тулома в городе Коле закрылся на реконструкцию, которая продлится не менее двух лет

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2019 года

23 – День осеннего равноденствия

Нефть и газ российской Арктики: пока только маленькие шажки к большим ресурсам

Круглогодичная отгрузка ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал "Газпром нефти" началась в среду, старт первой отгрузке дал президент РФ Владимир Путин по видеосвязи.

Нефть с Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, в разработку и обустройство которого за последние три года было вложено около 186 миллиардов рублей, оказалось проще всего вывозить морским путем – добыча ведется в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Сам терминал "Ворота Арктики" мощностью до 8,5 миллиона тонн нефти в год находится в море, а до побережья Обской губы нефть поступает по трубопроводу длиной более 100 километров.

Однако Новопортовское месторождение – не единственный арктический проект в РФ. Промышленная добыча нефти с конца 2013 года ведется на другом арктическом месторождении "Газпром нефти" – Приразломном в Печорском море, "Газпром" разрабатывает Бованенковское месторождение, строится и масштабный завод НОВАТЭКа, Total и китайских CNPC и Фонда Шелкового пути по производству сжиженного природного газа (СПГ) – "Ямал СПГ".

При этом себестоимость добычи нефти и газа в Арктике остается одной из самых высоких в отрасли: цена безубыточности, по данным Минэнерго РФ, в среднем составляет 63 доллара за баррель. Поэтому ситуация на нефтяном рынке и падение цен на нефть с лета 2014 года более чем на 50% заставили таких гигантов нефтяной индустрии, как Shell, Statoil и ExxonMobil, приостановить геологоразведку на арктических участках. В то же время российские компании, несмотря на дополнительную нагрузку в виде санкций, не заявляли о своих планах по приостановке освоения Арктики.

Арктическая зона РФ, по оценке Минприроды, содержит начальные извлекаемые суммарные ресурсы в размере 258 миллиардов тонн условного топлива, что составляет 60% всех ресурсов углеводородов страны. Разведанные запасы нефти в российской Арктике составляют 7,7 миллиардов тонн, газа – 67 миллиардов кубометров, сообщило Минприроды. При этом еще предстоит разведать более 90% арктического шельфа и 53% территории на суше.

Основная часть разведанных запасов категории АВС1+С2 находится на суше, в пределах двух автономных округов: Ямало-Ненецкого – 4,938 миллиарда тонн (Западно-Сибирская НГП) и Ненецкого – 1,057 миллиарда тонн (Тимано-Печорская НГП). По данным Минприроды, геологоразведочные работы в российской Арктике сейчас ведутся на 75 лицензионных участках, а до 2020 года компании должны пробурить 36 поисковых и 15 разведочных скважин.

Однако после введения санкций ЕС и США, которые запретили поставки оборудования в РФ для глубоководной разведки и добычи нефти в Арктике, российским компаниям стало сложнее выполнять лицензионные обязательства по уже выданным лицензиям. В результате Минприроды пришлось удовлетворить более 35 заявок на перенос сроков начала работ на шельфе РФ, в том числе арктическом – выполнение объемов геологических работ было перенесено на 2-3 года.

Власти РФ неоднократно говорили, что такой перенос сроков возможен – "Газпром" и "Роснефть", которым предоставлено право работы на шельфе РФ, перевыполнили обязательства по проведению 2D и 3D сейсмики в два раза.

Тем не менее, "Роснефть" вообще не стала проводить бурение в Арктике в 2015 году, а была намерена провести подготовительные работы к бурению в 2016 году, говорил директор департамента геологоразведочных работ на шельфе Тимофей Стрельцов. "Газпром нефть" переносила бурение второй скважины на Долгинском месторождении на 2016 год.

Стоимость бурения – от 350 до 700 миллионов долларов на скважину, ограничения получения кредитов, отсутствие необходимого количества буровых установок для морского бурения, вспомогательного и ледокольного флота – все это обуславливает невыполнение сроков, предусмотренных лицензиями, следует из материалов Минприроды.

В то же время, изменение сроков проведения геологоразведочных работ (ГРР) не позволяет планировать развитие российской судостроительной промышленности, формировать рынок сервисных услуг в ГРР, отмечается в материалах. Также это усложняет получение достоверной информации о реальных запасах и ресурсах углеводородов на шельфе РФ, что необходимо, в том числе, для разграничения морских пространств между арктическими странами, говорится в материалах. В итоге задержка ввода в эксплуатацию российских месторождений на шельфе может привести к уменьшению доли на рынке энергоресурсов (например, в поставках СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион).

Но отказываться от освоения арктической зоны РФ никто не собирается. "Откладывать освоение потенциала Арктики до лучших времен? Ни в коем случае", – говорил журналистам министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. "Безусловно, низкие цены на нефть довольно негативно влияют на привлечение инвестиций в арктические проекты, в арктический шельф, тем не менее, наши компании продолжают работать на шельфе", – пояснял министр энергетики РФ Александр Новак.

По прогнозам Минэнерго, планируется, что к 2035 году добыча нефти РФ на шельфе Арктики вырастет до 31-35 миллионов тонн. Пока на арктическом шельфе добыча ведется только на Приразломном месторождении "Газпром нефти" (годовая добыча – 869,7 тысячи тонн). Всего в арктической зоне РФ в 2015 году было добыто 82,5 миллиона тонн нефти – 15,5% от общей добычи.


Назад