Арктическая группировка Северного флота вышла в Тихий океан и провела высадку десанта на побережье Чукотки

В ближайшие дни морские пехотинцы совместно с дальневосточными пограничниками и представителями других силовых структур будут отрабатывать задачи по обороне российских территорий и разрешению кризисных ситуаций в Арктике

Погода в Мурманской области 22-24 сентября: осенняя северная классика – дождь местами и ветер порывами

 22 сентября ожидается облачная погода, временами дождь. Ветер – юго-западный, западный, умеренный, местами сильный. Температура воздуха: ночью +2+7°, днем +5+10°

Хорошую пенсию в России могут получать только депутаты, космонавты, чиновники и военные. За что боролись?

59 тысяч рублей – именно такую пенсию хотели бы иметь большинство россиян. Насколько это реально?

Новый железнодорожный мост через Колу успешно прошел испытания нагрузкой

Запуск движения поездов до Мурманска по новому мосту запланирован на 1 октября

Минобрнауки внесло существенные изменения в порядок приема в вузы

Минобрнауки утвердило порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, которые вступят в силу с 2021/22 года

Вниманию метеозависимых: новый цикл солнечной активности уже начался

Несмотря на то, что наша планета защищена от воздействия Солнца магнитным полем, наиболее мощные вспышки вызывают геомагнитные бури, оказывающие воздействие на самочувствие людей, работу приборов связи и аппаратуры космических аппаратов

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на сентябрь 2020 года

22 – День осеннего равноденствия

Фестиваль «Териберская волна»: 1-3 октября 2020 года

В программе фестиваля – показы фильмов международного кинофестиваля «Северный характер», встречи с писателями, народные гуляния, выставки мастеров декоративно-прикладного жанра

Жесткая правда о коронавирусе

60% - столько граждан России должно переболеть коронавирусом, чтобы он стал не страшен. С помощью вакцины или без оной. По этой логике рост числа заразившихся вирусом должно радовать, а не печалить

База атомных ледоколов в Мурманске: прошлое и туманное будущее. Один день в истории

60 лет назад, 26 мая 1960 года, приступила к работе достроечная база Адмиралтейского судостроительного завода, расположенная в двух километрах от северной границы Мурманска на берегу Кольского залива. Ныне – ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот).

Считается днем рождения ремонтно-технологического предприятия (РТП) «Атомфлот».

До 1988 года оно называлось «База 92», в обиходе – «92-я база» (92 – порядковый номер урана в периодической системе элементов), и являлось структурным подразделением  сначала Судоремонтного завода Министерства морского флота (СРЗ ММФ), а затем Мурманского морского пароходства. Часть территории РТП была образована путем отсыпки скальными породами акватории Кольского залива в ходе строительства в 70-80 годы минувшего века.

С 1960 года база занималась обслуживанием первого атомного ледокола «Ленин». В начале своего существования «База-92» представляла собой полосу береговой зоны (бухты у мыса Пинагорий) Кольского залива с небольшим деревянным причалом, немногочисленными деревянными постройками, складами и сараями, где хранилось вспомогательное оборудование первого атомохода.

Активное строительство предприятия началось в 70-е годы: тогда уже было известно, что атомный флот будет пополняться новыми судами, и требовались территория, причальная линия, современные цеха и производства.

Современный комплекс зданий и сооружений, каким является ныне предприятие, построен по проекту института «Союзморниипроект» (Москва). Первая очередь была введена в эксплуатацию в 1981 году в составе основного ремонтно-технологического корпуса (включая комплекс для ремонта оборудования атомной установки), технологических причалов, хранилища твёрдых радиоактивных отходов и вспомогательных сооружений (инженерные сети, станция по очистке канализационных вод и т.д.). В последующие годы строительство вспомогательных объектов продолжалось: береговое хранилище отработавшего ядерного топлива (строительство остановлено в 1987 г.), здание специальной водоочистной установки, новые технологические причалы, гараж, пожарное депо, административный корпус и другие объекты.

В 1995 году РТП «Атомфлот» получило плавучий док, перегнанный с Дальнего Востока.

30 марта 2008 года уже ФГУП «Атомфлот» был передан под управление Государственной корпорации «Росатом». С 28 августа 2008 года в хозяйственное ведение предприятия переданы и суда атомного ледокольного флота.

У предприятия имеется железнодорожная ветка, связывающая предприятие с Мурманским отделением Октябрьской железной дороги. По ней осуществляется, в том числе, транспортировка свежего и отработавшего ядерного топлива.

Для выполнения грузовых операций на причальной линии предприятие имеет крановое хозяйство.

Росатомфлот является местом постоянного базирования атомных ледоколов, обслуживанием и ремонтом которых и занимается. Все работы с оборудованием, имеющим радиоактивные загрязнения, производятся в специальных цехах и помещениях. Предприятие не проводит только комплекс доковых работ, докование атомных ледоколов осуществляется на судоремонтном заводе, находящемся в центральной части Мурманска.

Одна из главных проблем, которую необходимо будет решать Росатомфлоту в ближайшем будущем – нехватка причальных линий.

В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят атомные ледоколы "Ямал", "50 лет Победы", "Таймыр", "Вайгач", атомный лихтеровоз "Севморпуть" и несколько судов технологического обслуживания. На подходе – еще три ледокола проекта 22220 – новая «Арктика» и «Сибирь», уже спущенные на воду, а также строящийся «Урал». В более дальней перспективе – суперледокол «Лидер».

Атомные ледоколы и суда для транспортировки отработавшего ядерного топлива уже сегодня стоят на базе борт о борт. Свободные места появляются редко. А дальше ситуация только усугубится. По соображениям радиационной безопасности и противодействия террористической угрозе суда этой группы не могут швартоваться в районе Мурманского порта.


 


Назад