24 ноября 2017 09:04
"Черная пятница" или День без покупок? Делайте выбор
"Черная пятница" (Black Friday) – пятница после Дня благодарения в США, который приходится на четвертый четверг ноября. Следующая за ним пятница, получившая за ажиотажный спрос имя "черной", и следующие за ней выходные открывают сезон рождественских распродаж.
Обычай устраивать в этот день распродажи появился в США еще в XIX веке, название "черная пятница" у праздника распродаж появилось в 1960-е годы благодаря водителям, окрестившим так этот день из-за огромных пробок на улицах. Со временем традиция, возникшая в Соединенных Штатах, распространилась на другие страны.
В крупных торговых центрах Лондона, Нью-Йорка, Парижа люди занимают очередь еще с полуночи. И как только распахиваются двери магазинов, толпы покупателей атакуют прилавки. Чтобы стать наиболее удачливым, клиенту важно заранее изучить ассортимент торговых площадок, чтобы подоспеть к нужному месту одним из первых.
При этом существует правило: по бросовым ценам выставляются товары лишь для первой десятки покупателей, а то и меньше, поэтому соревнования за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давками, драками, а то и стрельбой.
Несмотря на то, что витрины магазинов пестрят рекламой и обещанием скидок именно в "черную пятницу'', эксперты отмечают, что Black Friday постепенно уходит в историю, поскольку распродажи фактически начинаются за несколько дней до нее и продолжаются после праздничных выходных, за которыми следует "киберпонедельник", день рекордных онлайн-распродаж. Тенденцией последних лет стало начало распродаж уже непосредственно в День благодарения и даже раньше, поэтому год от года все больше людей начинают закупки рождественских подарков непосредственно в праздничный день.
В 2014 году акция "черной пятницы" в США уже не вызывала ажиотаж. Количество покупателей в крупных универмагах Нью-Йорка и окрестностей в этот день было таким же, как во время обычных выходных. Серьезных пробок на основных автомагистралях, несмотря на "черную пятницу", не наблюдалось, а около торговых центров было не так сложно найти парковочные места.
Традиционно наиболее выгодными покупками в дни предпраздничных распродаж является электроника, бытовая техника, предметы обихода и игрушки, именно на эти категории товаров продавцы предлагают наибольшие скидки.
В России подобную акцию с 2013 года проводит ООО "Блэк Фрайдэй" на сайте blackfridaysale.ru.
В 2016 году в России Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) решила не участвовать в проводимой акции, организуя альтернативную, которая получила название "Настоящая черная пятница", ее сайт – realblackfriday.ru. Обе акции стартовали в полночь 24 ноября, однако некоторые магазины увеличили сроки распродаж. В совокупности в российской "черной пятнице" участвовали порядка 500 магазинов.
Самой популярной у посетителей сайта realblackfriday категорией стали смартфоны и гаджеты, на втором месте – бытовая техника. Также пользовались спросом компьютеры и планшеты, электроника, женская одежда, обувь, сумки и аксессуары, детские товары, все для дома и дачи, мужская одежда и товары для спорта и отдыха.
В России в 2017 году пятая официальная всероссийская онлайн распродажа началась 23 ноября в 19.00. В распродаже участвуют более 300 ведущих интернет-магазинов Москвы, России и мира.
Как противопоставление «черной пятнице» сегодня же проводится и День без покупок (Buy Nothing Day) – международный день протеста против излишнего потребления. В Северной Америке, Великобритании, Финляндии и Швеции он также приходится на первую пятницу после американского Дня благодарения, остальные страны встречают его на следующий день, в субботу.
Акция, зародившаяся в Канаде 1992 году, в первую очередь направлена на снижение сверхпотребления, а также против неравного распределения материальных благ в мире. Сегодня в ней участвуют уже 65 стран – России официально в этом списке пока нет. Тем не менее, россияне, страдающие излишней любовью к шоппингу, могут присоединиться к акции самостоятельно и устроить себе небольшой "детокс" от покупок. На 24 часа в этот день всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров. Некоторые на этом не останавливаются и выключают на сутки всю технику, не пользуются личным автотранспортом и мобильным телефоном.
Также в рамках Дня без покупок активисты устраивают в торговых центрах демонстрации и театрализованные представления, показывают "антирекламные" видеоролики, рассказывающие о проблемах излишнего и бездумного потребления.