В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Военная база на Земле Александры будет носить имя легендарного русского морского летчика Яна Нагурского. Предложил Шойгу

Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу предложил назвать военный объект на арктическом острове Земля Александры именем "Нагурский".

"Так называется местный аэродром, пусть и база носит это имя", – сказал Шойгу в понедельник в ходе рабочей поездки на остров.

Он также предложил проработать вопрос привлечения для обустройства территории военных объектов на Земле Александры военных художников из студии имени Грекова, а жилые помещения украсить фотографиями самых живописных уголков России, которые были сделаны в рамках общенационального конкурса, который провело в минувшем году Русское географическое общество.

Остров Земля Александры на архипелаге Земля Франца-Иосифа – одна из самых северных точек России. Здесь с ноября 2014 года несут боевое дежурство подразделения дивизии ПВО Северного флота. Пока личный состав размещен во временном военном городке, где есть все необходимое для комфортного проживания. На острове ведется строительство административно-жилого комплекса замкнутого цикла общей площадью более 14 тысяч квадратных метров. Возведение объектов планируется завершить в 2016 году.

В середине прошлого века на острове была развернута 31-я отдельная радиолокационная рота "Нагурская". "Она входила в состав 3-го радиотехнического полка 4-й дивизии ПВО 10-й отдельной армии войск ПВО страны. Наряду с еще одним подразделением Радиотехнических войск ПВО СССР – 30-й отдельной радиолокационной ротой на острове Греэм-Бэлл это были самые северные воинские части Вооруженных сил Советского Союза. Их расформировали в начале 90-х годов прошлого века.

Архипелаг Земля Франца-Иосифа находится в Северном Ледовитом океане. Состоит из 192 остров общей площадью 16 тысяч 134 километров территориально входит в состав Приморского района Архангельской области.

Справка:

Нагурский Ян Иосифович – русский морской лётчик, по национальности поляк, гидроавиатор, первый в мире полярный лётчик.

Родился 8 (27) января 1988 года в Влоцлавеке (Российская империя, ныне Польша). Окончил Одесское юнкерское пехотное училище (1909), Высшее морское инженерное училище, Императорский Всероссийский аэроклуб, Гатчинскую офицерскую воздухоплавательную школу (1913). В июле 1913г. защитил диплом морского инженера, был назначен в Главное гидрографическое управление.

По поручению начальника Главного гидрографического управления генерал-лейтенанта М.Е.Жданко принял участие в поиске пропавших без вести трех русских арктических экспедиций – В.А.Русанова, Г.Л.Брусилова и Г.Я.Седова.

На барке «Эклипс» 1 августа 1914 года Нагурский доставил купленный во Франции гидросамолет «Фарман МФ-11» (на фото) в Александровск-на-Мурмане (ныне Полярный). Здесь к Нагурскому присоединился опытный авиатехник морской авиации Евгений Кузнецов, матрос-доброволец, прибывший из Севастополя. На пароходе «Печора» 16 августа 1914 года достиг Крестовой губы на Новой Земле. После сборки самолета 21 августа 1914 года взлетел первый раз, сделал несколько кругов и приводнился. В 16:30 вновь взлетел. В 20:50, преодолев расстояние в 450 километров, Нагурский успешно сел на воду. Первый в истории человечества арктический полет длился 4 часа 20 минут. Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внес существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения – то есть, впервые выполнил функции ледовой разведки.

После возвращения на Балтику Нагурский продолжил службу в морской авиации. Совершал разведывательные полёты над Балтийским морем, командовал авиационным отрядом, авиационным дивизионом Балтийского флота. 17 сентября 1916 года, пилотируя летающую лодку М-9 Григоровича, выполнил петлю Нестерова – первая в мире мёртвая петля, выполненная на гидросамолёте. В 1917 году самолет Нагурского был сбит над Балтикой и он считался пропавшим без вести, однако после нескольких часов в море был спасён русской подводной лодкой и доставлен в госпиталь в Риге.

После Октябрьской революции служил в красной авиации. В 1918 году уехал в Польшу. В войне с Россией участвовать не хотел, утаил свое воинское звание, работал в конструкторских бюро сахарной и нефтяной промышленности. В Польше его практически забыли, а в СССР считали мёртвым из-за потери документов в хаосе гражданской войны. Пережил Вторую мировую войну, продолжал работать инженером-конструктором и руководителем конструкторского бюро в Гданьске и Варшаве. В 1955 году присутствовал на лекции известного польского полярного исследователя Чеслава Ценкевича, который мельком упомянул о «давно забытом пионере авиации русском лётчике Иване Нагурском». Тогда Нагурский встал и объявил, что он вовсе не умер. Этот случай широко освещался в польской прессе.

27 июля 1956 года Нагурский прилетел в Россию – впервые за почти 40 лет. В Москве встретился с полярными летчиками Чухновским, Водопьяновым, Шевелёвым и Титловым. В Ленинграде познакомился с Верой Валерьевной Седовой, вдовой Георгия Седова, чью экспедицию он пытался отыскать в 1914 году.

Нагурский описал в двух книгах свои полярные полёты и службу во время первой мировой войны. Умер 9 июня 1976 года в Варшаве.

Награжден российскими орденами Святого Станислава и Святой Анны III степени – за полеты в полярных широтах, Святой Анны IV степени с темляком «За храбрость», Святого Владимира «с мечами», Святого Владимира II степени – за боевые действия в Балтийском море, а также польским орденом Возрождения Польши Офицерского класса – за выдающиеся заслуги.

В честь Яна Нагурского названы мыс в северной части острова Земля Александры в архипелаге Земля Франца-Иосифа, гидрометеорологическая полярная станция «Нагурская» Госкомгидромета СССР на острове Земля Александры (ЗФИ), вспомогательный аэродром «Нагурское» Оперативной группы Арктики Дальней авиации СССР на ЗФИ, база пограничной службы ФСБ России «Нагурская» на Земле Александры ЗФИ.

 


Назад