В Мурманске начался удивительный сезон: белых ночей и полярного дня

А 21 мая (на день раньше из-за високосного года) в Мурманске наступит полярный день, который продлится два месяца. Солнце не будет заходить за горизонт до 22 июля. После окончания полярного дня наступит вторая серия белых ночей. Она продлится с 23 июля по 11 августа

Московское метеобюро о погоде в мае

"Май по всем расчётам ожидается с температурой выше климатической нормы", – рассказала Позднякова. Она добавила, что сильных ливневых дождей на май пока что не прогнозируется

Рыбак в Териберке поймал 46-килограммовую треску

«Новый рекорд этого сезона – треска 46 кг», – говорится в паблике «Моя Териберка» | интернет-газета»

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2024 года

6 – День герба и флага города Москвы

Краболовный сезон в Заполярье открывается с 1 мая

Для лова выделено 8 участков в прибрежной зоне Баренцева моря. Лов краба будет вестись с 1 мая по 31 декабря

Результаты обсуждения в Мурманске борьбы с угольной пылью: она останется, порт в центре города будет работать

В правительстве Мурманской области состоялась встреча губернатора Андрея Чибиса и генерального директора НТК (Национальной транспортной компании) Михаила Кузнецова.
Ключевой темой обсуждения стала деятельность Мурманского морского торгового порта, входящего в НТК, по перевалке навалочных грузов, основу которых составляет уголь, поставляемый на экспорт из одиннадцати угледобывающих регионов России

Ветераны-подводники выступили против утилизации АПЛ "Дмитрий Донской"

В феврале 2023 года стало известно, что атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 "Дмитрий Донской" проекта 941 "Акула" вывели из состава ВМФ России и отправили на военно-морскую базу в Северодвинске, где он ожидает утилизации

Подводные силы ВМФ России на пороге больших перемен

Подводные силы Военно-морского флота России встречают свое 110-летие на пороге серьезного обновления корабельного состава и смены поколений подлодок, которое будет сопровождаться переходом к принципиально новым принципам подводного кораблестроения.

Смена поколений

Сегодня основу современных подводных сил ВМФ РФ составляют атомные стратегические и многоцелевые подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами морского базирования и крылатыми ракетами. В ближайшие несколько лет атомный костяк подводных сил будет серьезно обновлен: госпрограмма вооружений до 2020 года предусматривает строительство и введение в боевой состав ВМФ восьми ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 "Борей".

В настоящее время в боевой состав ВМФ приняты три РПКСН этого класса: "Юрий Долгорукий" (Северный флот), "Александр Невский" и "Владимир Мономах" (обе – Тихоокеанский флот). Четыре подводных крейсера – "Князь Олег", "Князь Владимир", "Генералиссимус Суворов" и "Император Александр III" – сейчас строятся на "Севмаше". Несмотря на то, что последняя закладка "Борея" состоялась всего три месяца назад, уже летом 2016 года в Северодвинске будет заложен еще один ракетоносец, который станет последним в запланированной на сегодняшний день серии.

Учитывая планы по непрерывному и поступательному обновлению подводных сил, которые строит командование флота и руководство Минобороны, возникает закономерный вопрос – что дальше? Наиболее простым ответом является продление серии "Бореев" с модернизацией проекта. Такой исход представляется весьма вероятным, учитывая, что проект 955 уже уступил место модернизированному 955А, по которому будут строиться все корпуса, начиная с четвертого. Лодки проекта 955А будут обладать более низким уровнем физических полей и, соответственно, повышенной скрытностью, а также более современными средствами связи и обнаружения. Будут улучшены и условия жизни экипажа.

Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин", разработавшего проект, Игорь Вильнит не исключил, что на смену "Бореям А" придут "Бореи Б", поскольку государство всегда нуждается в таких лодках. С этим трудно спорить, учитывая, что "Бореи" являются одной из составляющих ядерной триады России, а значит – гарантом национальной безопасности. Подводные крейсеры данного проекта обладают водоизмещением 24 тысячи тонн и могут нести по 16 межконтинентальных баллистических ракет морского базирования Р-30 "Булава-30" с дальностью поражения более 9 тысяч километров.

Тем не менее, модернизационный потенциал этих подлодок, хотя и огромен, но не безграничен. Приход нового поколения подводных крейсеров стратегического назначения неизбежен. О разработке следующего (пятого) поколения атомных подводных лодок не раз упоминал подавший рапорт об отставке главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

Работа уже ведется – в Крыловском государственном научном центре для АПЛ нового поколения разрабатываются элементы конструкции на основе композитных материалов, которые значительно превосходят традиционный металл по эксплуатационным характеристикам. Помимо значительного коэффициента звукопоглощения, который позволяет сделать подлодку менее заметной для локаторов противника, композиты обладают меньшей массой и большей надежностью, так как не подвержены коррозии. Натурные испытания композитных агрегатов для подлодок нового поколения планируется начать в 2018 году.

Упомянутые усовершенствования в перспективе коснутся также и многоцелевых АПЛ. Основой многоцелевого атомного подводного флота России в ближайшее время должны стать подлодки проекта 885 "Ясень". Эти субмарины призваны значительно "омолодить" корабельный состав – последняя многоцелевая АПЛ предшествовавшего "Ясеням" проекта "Щука-Б" была заложена более 20 лет назад.

Пока в составе ВМФ России служит лишь один "Ясень" – "Северодвинск", однако уже в этом году к нему должна присоединиться вторая лодка – "Казань". Еще три корпуса в настоящее время строятся, а всего к 2020 году флот должен получить семь подлодок данного проекта. Все субмарины в серии, начиная со второй, строят по модернизированному проекту 885М, который отличается от головной подлодки обновленным оборудованием, оптимизированными обводами корпуса, а также пониженной шумностью. Кроме того, важной деталью проекта "Ясень-М" является отказ от оборудования из стран бывшего СССР – лодки строятся исключительно силами российских предприятий.

В перспективе на смену атомным подлодкам проекта "Ясень" придут многоцелевые АПЛ проекта "Хаски" пятого поколения. Накануне Дня моряка-подводника и 110-летия подводных сил ВМФ России Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сообщила, что "в настоящее время идет работа по формированию облика новой АПЛ, Военно-морским флотом разрабатывается тактико-техническое задание для выполнения эскизного проектирования корабля".

Сведения о проекте "Хаски" являются секретными – известно лишь о том, что его ведет санкт-петербургское конструкторское бюро "Малахит" и что на вооружении многоцелевых АПЛ пятого поколения будут гиперзвуковые ракеты "Циркон".

Ближе всего к смене поколений сегодня находится неатомный подводный флот России. На прошедшем в июле Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Чирков заявил, что строительство подлодок с анаэробной силовой установкой начнется в 2018 году. На том же салоне начальник департамента гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов уточнил, что ЦКБ МТ "Рубин" по заказу Минобороны РФ уже разработало проект неатомной подводной лодки проекта "Калина" с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ).

Строительство новейших неатомных подлодок проекта "Калина" и их количество будет определено новой госпрограммой вооружений (ГПВ) России до 2025 года, которую планируется принять в 2016 году. Главными особенностями проекта "Калина" станет штатная воздухонезависимая силовая установка и крылатые ракеты "Калибр-ПЛ". По своим тактико-техническим характеристикам подлодки "Калина" должны значительно превзойти предшественников проектов 636 "Варшавянка" и 677 "Лада".

ЦКБ МТ "Рубин" в последние годы занималось разработкой анаэробной энергетической установки и литий-ионной аккумуляторной батареи (ЛИАБ), которые значительно увеличивают скрытность подводных лодок, позволяя им длительное время находиться под водой без всплытия. По словам генерального директора предприятия Игоря Вильнита, стендовые испытания воздухонезависимой установки в Балтийском море начнутся уже этой весной, а значит есть все основания полагать, что строительство головной "Калины" начнется в срок, указанный адмиралом Чирковым.

Накануне Дня моряка-подводника официальный представитель ОСК также сообщил, что конструкторские бюро "Рубин" и "Малахит" приступили к разработке беспилотных подводных аппаратов (БПА) для возможности размещения на подлодках пятого поколения. Концепция применения беспилотных (автоматизированных) подводных аппаратов, то есть роботов, предполагает их наличие на борту подводных лодок будущего. "Они будут выпускаться из подлодки для мониторинга окружающей среды или для атаки противника. В качестве оружия на таких носителях могут применяться торпеды. Мы пока их называем подводными роботами", – сказал высокопоставленный представитель ВМФ.

Обновление здесь и сейчас

Строительство анаэробных "Калин" – это хотя и ближайшее, но все же будущее российского флота, а обновление корабельного состава на некоторых направлениях необходимо проводить в настоящем. Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 "Варшавянка" для Черноморского флота подходит к концу – четыре подлодки уже зачислены в боевой состав ВМФ, а еще две, включая спущенную накануне праздника на воду субмарину "Великий Новгород", будут переданы до конца года.

Следующим шагом, который в настоящее время рассматривает командование ВМФ, станет возможное строительство дополнительной серии из шести "Варшавянок" в интересах Тихоокеанского флота. По словам замглавкома ВМФ вице-адмирала Александра Федотенкова, соответствующее решение будет принято "с большой долей вероятности".

По всей видимости, задуматься о продлении серии "Варшавянок" командование ВМФ заставило успешное боевое крещение этого проекта – в декабре 2015 года подлодка "Ростов-на-Дону" выполнила залповый пуск крылатых ракет морского базирования "Калибр", поразив инфраструктуру и места базирования боевиков "Исламского государства" (ИГ, запрещена в РФ) в Сирии. Ракетный удар, нанесенный из подводного положения, стал неожиданностью не только для террористов, но и для всего мирового сообщества, по достоинству оценившего возможности "Варшавянки".

Ключевым качеством проекта 636 является малозаметность. По этому показателю "Варшавянки" являются одними из лучших в мире – неслучайно они были прозваны НАТО "Черная дыра". Современный гидроакустический комплекс и системы шумоподавления позволяют подлодкам проекта 636 обнаружить цель на дистанции, в три-четыре раза превышающей ту, на которой их может засечь потенциальный противник.

На вооружении подлодок стоит впечатляющий арсенал – не только упомянутый ракетный комплекс "Калибр", но также торпеды калибра 533 миллиметра (шесть аппаратов со скоростью перезарядки всего 15 секунд) и мины. Это вооружение в совокупности с высокой скрытностью делает "Варшавянку" одним из лучших проектов в области неатомного подводного кораблестроения.

Строительство "Варшавянок" для Тихоокеанского флота практически ставит крест на проекте 677 "Лада", головная подлодка которого – "Санкт-Петербург" – проходит опытную эксплуатацию на Северном флоте аж с 2010 года. Действительно, судьбу "Лады" нельзя назвать простой – эти лодки должны были прийти на смену "Варшавянкам" еще в конце 1990-х годов, однако бывший главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий из-за проблем с силовой установкой и акустической изоляцией отправил проект на доработку.

В прошлом году, когда третья подлодка серии после долгого простоя на стапелях была перезаложена под новым именем "Великие Луки", казалось, что проект сдвинулся с мертвой точки, однако этой "Ладе", судя по всему, суждено стать последней.

Тем не менее, создание укороченной серии подлодок данного проекта нельзя назвать напрасным – "Санкт-Петербург", а также строящиеся "Кронштадт" и "Великие Луки" станут настоящими платформами для испытания принципиально новых видов вооружения и оборудования, которыми в перспективе будет оснащаться новое поколение подлодок.

Как не раз заявляло командование ВМФ РФ, исследовательская работа в области подводного кораблестроения не останавливается ни на минуту, поскольку лишь постоянное совершенствование уже существующих разработок и использование принципиально новых научных подходов может обеспечить планомерное развитие подводных сил.


Назад