27 января 2021 10:31
Подводная лодка С-80 – первая послевоенная потеря Северного флота. Один день в истории
60 лет назад, 27 января 1961 года, в полигоне боевой подготовки в Баренцевом море в результате аварии – поступления воды внутрь прочного корпуса – затонула на глубине 200 метров ракетная дизельная подводная лодка Северного флота С-80 (командир – капитан 2-го ранга А.Ситарчик), погиб весь экипаж – 68 моряков.
Подводная лодка С-80 была заложена в марте 1950 года на заводе «Красное Сормово» в Горьком (ныне Нижний Новгород) как головная средняя подводная лодка проекта 613. Генеральный конструктор – В.Н. Перегудов.
21 октября 1950 года спущена на воду и 1 ноября по Волге доставлена в Баку на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний. 2 декабря 1951 года завершила испытания и вступила в строй. Летом 1953 года переведена из Баку в Северодвинск, и 9 ноября вошла в состав Северного флота, включена в состав 162-й бригады подводных лодок 33-й дивизии подводных лодок флота с базированием в Полярном. Проходила службу до середины 1957 года.
В 1957-1959 годах модернизирована на заводе «Красное Сормово» по проекту 644, переведена в Северодвинск. В 1960 году завершила программу заводских и государственных испытаний в акватории Белого моря, после чего совершила переход к постоянному месту базирования в губу Оленью. Включена в состав 212-й бригады подводных лодок 8-й дивизии подводных лодок Северного флота.
Ночью 26 января 1961 года С-80 находилась в Баренцевом море с целью отработки и совершенствования задач одиночного плавания. На борту кроме штатного личного состава находилась часть экипажа однотипной лодки С-164, в том числе её командир, капитан 3 ранга В.А. Николаев.
Лодка погрузилась на перископную глубину и встала под РДП (система для обеспечения работы дизеля под водой, обеспечивающая подачу воздуха к дизелям на перископной глубине и отвод выхлопных газов). Волнение на море достигло 6 баллов при температуре воздуха −5°C. Последнее сообщение от лодки поступило в 0:30 27 января (доклад метеообстановки). 3 февраля рыбаки с траулера РТ-38 обнаружили в трале аварийный буй подводной лодки, были организованы поиски, продолжавшиеся до 16 февраля, однако лодка обнаружена не была.
В дальнейшем в результате расследования, по разным версиям, было установлено, что причиной аварии стали ошибки экипажа, не сумевшего справиться с техническими неполадками, возникшими на лодке. В результате дизельный отсек был затоплен, лодка потеряла управление и затонула. Второй, третий и четвёртый отсеки были разрушены. Однако в оставшихся отсеках ещё были живы 24 человека. На всплытие у лодки не хватило запасов сжатого воздуха, моряки умерли от медленного удушья.
14 марта 1961 года С-80 была исключена из состава флота.
Судьба экипажа и подводной лодки оставалась неизвестной семь с половиной лет. В 1968 году в штаб Северного флота поступила информация, что рыбаки теряют свои сети, цепляясь за крупный предмет на дне. 23 июня 1968 года спасательное судно «Алтай» обнаружило корпус подводной лодки на глубине 196 м в точке 70°01′23″ с. ш. 36°35′22″ в. д. Подводная лодка лежала на твёрдом грунте без дифферента, накренившись на правый борт. В результате тщательного обследования с помощью спускаемой обитаемой наблюдательной камеры было установлено, что это С-80.
Госкомиссия приняла решение о проведении операции «Глубина» по подъёму подводной лодки. Из Севастополя в Североморск перешло новое спасательно-подъёмное судно «Карпаты», вошедшее в состав экспедиции особого назначения ЭОН-10, командир экспедиции – капитан 1-го ранга Сергей Минченко. В состав ЭОН-10 входили также два морских буксира, четыре спасательных и одно килекторное судно. Для охраны района работ, проводимых в открытом море, экспедиции были переданы 4 морских тральщика и периодически привлекался эсминоносец. Операция по отрыву от грунта и подводной транспортировке лодки в бухту Завалишина Териберской губы (район посёлка Териберка) была начата 9 июня 1969 года.
24 июля 1969 года С-80 была поднята на поверхность, отбуксирована в бухту Наша, где установлена на понтоны и в августе обследована правительственной комиссией во главе с вице-адмиралом Г.И. Щедриным, которая и установила причины аварии. Лодка была признана не подлежащей восстановлению, разделана на металл в 1969 году.
Однако некоторые обстоятельства так и остались невыясненными. Согласно выводам командира ЭОН-10 Сергея Минченко, «положение вертикального руля С-80 – 20 градусов на левый борт – говорит о том, что подводная лодка вынуждена была резко отвернуть, чтобы избежать столкновения. Никаких скал и рифов в районе плавания не было. Скорее всего, лодка пыталась разойтись с неизвестным судном».
Всего после Великой Отечественной войны на Северном флоте погибло 7 подводных лодок: 3 дизельных (С-80, Б-37, С-350) и 4 атомных (К-8, К-219, К-278 –«Комсомолец», К-141 – «Курск»).