ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на июль 2025 года

7 – День воинской славы России — День победы русского флота в Чесменском сражении (1770 год)

Когда в центре европейской России потеплеет

3 и 4 июля в Московском регионе прогнозируется от 22 до 25 градусов днем и от 10 до 15 – ночью. На выходных воздушные массы начнут поступать с северо-запада, температура понизится до 18-23 градусов

РФС утвердил состав участников нового сезона Российской премьер-лиги

В РПЛ в новом сезоне выступят «Краснодар», «Зенит», ЦСКА, «Спартак», «Динамо» Москва, «Локомотив», «Рубин», «Ростов», «Акрон», «Крылья Советов», «Динамо» Махачкала, «Ахмат», «Балтика», «Торпедо», «Сочи», «Нижний Новгород»

Солнечная активность переживает спад. Следующий пик наступит только в 2034 году

В тоже время риски крупных вспышек на Солнце и магнитных бурь на Земле сохранятся еще два-три года

Температура в 2025-2029 годах останется на высоком уровне

"Глобальные климатические прогнозы показывают, что в ближайшие пять лет температура, как ожидается, останется на рекордном уровне или приблизится к нему, что увеличит климатические риски и воздействие на общество, экономику и устойчивое развитие", – сказано в документе

Газопровод "Волхов – Мурманск" введут в эксплуатацию до 2030 года

Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации положений указов об основах государственной политики в Арктике и стратегии развития Арктической зоны. Перечень поручений по итогам рабочей поездки президента РФ в Мурманск 27 марта 2025 года опубликован на сайте Кремля

Трагедия АПЛ К-159. Один день в истории

15 лет назад, 30 августа 2003 года, атомная подводная лодка (АПЛ) К-159 Северного флота затонула при буксировке на утилизацию в Баренцевом море; на борту субмарины находились десять членов экипажа, девять из них погибли.

АПЛ К-159 относится к проекту 627А "Кит" или November по классификации НАТО. Она была построена в 1963 году на производственном объединении "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске (Архангельская область). Подводная лодка имела два водо-водяных атомных реактора и две паровые турбины.

В ноябре 1963 года АПЛ К-159 включили в состав Северного флота. За время службы лодка совершила девять автономных походов. С момента постройки прошла более 200 тысяч миль.

В 1970 году на К-159 произвели перезарядку активной зоны кормового реактора, в 1972 году – носового реактора. На момент окончательной остановки реакторов в 1988 году энерговыработка активных зон составляла около 95% от проектной. В 1989 году К-159 была выведена из эксплуатации и находилась в ожидании утилизации в Гремихе Мурманской области (ныне ЗАТО «Город Островной»). Оба реактора подводной лодки привели в безопасное состояние. Кабели подачи электропитания к исполнительным электронасосам первого контура обоих реакторов отсоединили и обрезали.  Боезапас был выгружен.

В соответствии с графиком передачи АПЛ для утилизации, К-159 переводилась на судоремонтный завод "Нерпа" в город Снежногорск для выгрузки отработавшего ядерного топлива, запланированной на конец 2003 года, и для последующей разделки с вырезкой реакторного отсека в 2004 году.

Буксировка К-159 на судоремонтный завод для утилизации началась 28 августа 2003 года. На ее борту находились десять членов швартовой команды, так как, простояв долгое время в отстойнике, подлодка проржавела, и при буксировке могли возникнуть определенные трудности. При транспортировке моряки на ее борту следили за уровнем воды, за появлением пробоин и возникновением других проблем.

Подводную лодку буксировали в надводном положении с помощью четырех понтонов, поддерживающих ее на плаву, и буксира СБ-406. В состав буксировочного отряда также входило спасательное судно "Памир", обеспечивавшее переход. У буксира была устойчивая связь с командным пунктом Северного флота и подводной лодкой – ее экипаж каждый час докладывал об обстановке на К-159. Отвечал за буксировку атомохода к месту утилизации капитан второго ранга Сергей Жемчужнов.

Буксировочный отряд шел на скорости около четырех узлов, дистанция между буксиром и лодкой составляла примерно 600 метров. 29 августа около 17 часов море сильно заштормило. Планом предусматривалась буксировка АПЛ К-159 при волнении моря до двух баллов, а в случае ухудшения погодных условий следовать в пункт укрытия. В это время буксировочный караван проходил неподалеку от бухты Кильдин Восточный, в которой теоретически можно было бы переждать непогоду. Однако для безопасного маневра в бухте требовался как минимум еще один буксир.

Без него руководитель операции рисковал утопить не только лодку, но и буксир СБ-406, маневренность которого была сильно затруднена. Поэтому, заручившись согласием оперативного дежурного Северного флота, капитан второго ранга Жемчужнов продолжил буксировку.

30 августа около 0:30 ночи с К-159 доложили на буксир, что ударами волн оборвало тросы, которыми два носовых понтона крепились к приваренному на верхней палубе лодки крепежному устройству. Понтоны переместились вдоль бортов в кормовую часть К-159 и держались только за счет нижних тросов, опоясывавших субмарину под килем. Через некоторое время шторм оторвал оба кормовых понтона. К-159 находилась в Баренцевом море в трех милях к северо-западу от острова Кильдин. Волнение на море в это время было четыре-пять баллов.

Примерно в 1:10 подводники сообщили о поступлении забортной воды в кормовую часть лодки. Сергей Жемчужнов дал экипажу команду провести герметизацию отсеков и создать в них избыточное давление, препятствующее проникновению воды. Через некоторое время с К-159 сообщили, что противодавление в отсеках создать невозможно ввиду негерметичности прочного корпуса и ограниченного запаса воздуха высокого давления. После этого Жемчужнов приказал экипажу приготовиться к эвакуации и собраться в третьем отсеке, над которым находился рубочный люк. Одновременно он отдал распоряжения капитанам СБ-406 и "Памира" готовить катера к спуску для эвакуации подводников.

В 2:25 экипаж К-159 доложил о резком ухудшении обстановки и получил от руководителя буксировки приказ подняться в ограждение рубки и в случае катастрофы самостоятельно покинуть корабль. К этому моменту спасательные катера уже были спущены на воду и готовы были идти на помощь, как только моряки подтвердят начало эвакуации.

Последний доклад с К-159 поступил на буксир в 2:45. Подводники сообщили, что дифферент на корму вырос до 10°. Это означало, что лодка начинает тонуть. Как она ушла под воду, из-за темноты и шторма на буксире никто не видел. Заметили лишь, как на К-159 погасли носовой и кормовой огни – это было около 2:50. Но нагрузка на буксировочный трос практически не менялась, поэтому на буксире считали, что продолжают тащить подводную лодку. Около трех часов ночи визуальный контакт с К-159 был полностью потерян.

Несмотря на тяжелые погодные условия, в район затопления подлодки оперативно вышли три больших противолодочных корабля и четыре спасательных судна Северного флота. Поиск также вели два вертолета морской авиации и самолет Ил-38. В результате спасательных мероприятий были найдены три члена экипажа атомохода. Двое из них были мертвы, один – старший лейтенант Максим Цибульский – выжил.

Позже стало известно, что лодка затонула на глубине 238 метров. Осмотр с помощью телеуправляемого аппарата показал, что она лежит на дне с креном 3% на левый борт, ее рубочный люк открыт. Район затопления лодки был несколько раз прочесан всеми надводными судами и авиацией, однако больше никого найти не удалось. По данным Главного штаба ВМФ, тела семи членов экипажа, не сумевших выбраться из тонущей подводной лодки, находились в ее центральном посту.

В связи с гибелью АПЛ "К-159" 31 августа был объявлен днем траура в Мурманской области и во всех частях и соединениях Северного Флота.

Следственная бригада Главной военной прокуратуры РФ, расследующая причины гибели К-159, на третий день после катастрофы предъявила обвинение капитану второго ранга Сергею Жемчужнову "в нарушении правил кораблевождения, повлекшем смерть людей" (статья 263 ч. 2 УК РФ). Кроме того, приказом министра обороны РФ он был уволен в запас. Однако в ходе дальнейшего следствия выяснилось, что серьезные ошибки допустило и командование флота. 11 сентября 2003 года указом президента РФ на период следствия был отстранен от должности командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков.

В мае 2004 года Северный флотский военный суд признал Сучкова виновным по статье 293 УК РФ (халатность, повлекшая гибель людей) и приговорил его к четырем годам лишения свободы условно с испытательным сроком на два года.

Уголовное дело в отношении капитана второго ранга Сергея Жемчужнова военная прокуратура Северного флота прекратила в 2005 году за отсутствием состава преступления.

В декабре 2003 года, в 2004 и 2005 годах службой Северного флота РФ проводился мониторинг радиационной обстановки в районе гибели подлодки К-159. Также были проведены обследования АПЛ К-159 и мониторинг радиационной обстановки в этом районе в 2007 году в рамках проекта организации Арктического военного сотрудничества по вопросам окружающей среды (АМЕС) и в 2014 году – совместной российско-норвежской экспедицией. Полученные данные показали, что утечки радиоактивных веществ из реакторов лодки в морскую среду не происходит.

АПЛ К-159 представляет максимальную потенциальную опасность радиационного загрязнения. На лодке отсутствуют дополнительные защитные барьеры между ОЯТ и морской средой, что увеличивает риск возможного загрязнения. АПЛ затонула аварийно и не была специально подготовлена к затоплению, однако первый контур ее не разгерметизировался.

Субмарина затонула на выходе из Кольского залива – рядом проходят судоходные пути, при этом районы рыбного промысла расположены недалеко от места затопления.

 


Назад