17 июля 2018 13:23
Морская авиация России: модернизация и перспективы
Как напоминала сегодня с утра ИСККРА, летчики российского ВМФ отмечают 17 июля свой профессиональный праздник – День авиации ВМФ России.
К 2020 году морская авиация ВМФ России получит около 100 новых летательных аппаратов.
На вооружении ВМФ РФ в настоящее время находится один авианесущий крейсер – "Адмирал Кузнецов". Основу его авиакрыла составляют палубные истребители-бомбардировщики Су-33, на смену им должны прийти истребители-бомбардировщики МиГ-29К и МиГ-29КУБ, которые до конца 2018 года завершат испытания.
Также планируется обновление парка ударных вертолетов морской авиации – планируется, что сменить стоящие сегодня на вооружении флотов вертолеты Ка-29 должны после 2020 года новейшие боевые разведывательно-ударные палубные вертолеты Ка-52К "Катран" (на фото). Их зона ответственности – высадка и прикрытие морских десантов, огневая поддержка морской пехоты и перевозка грузов. Ка-52К "Катран" – палубная версия вертолета Ка-52 "Аллигатор", который сейчас поступает на вооружение в армию.
В госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы заложено создание истребителя вертикального взлета для будущих авианосцев ВМФ РФ, сообщил ранее командующий морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. "Нам нужен такой самолет", – сказал он.
Крыловский государственный научно-исследовательский центр в настоящее время ведет работу над проектом перспективного многоцелевого тяжелого авианосца проекта 23000 "Шторм", для которого и разрабатывается самолет вертикального взлета. Новый российский авианосец может быть построен ориентировочно в 2025 году, считает советник генерального директора Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин.
По слова Половинкина, проект новейшего авианосца основан на самых передовых идеях гидродинамики и энергетики. Например, его корпус позволяет до 20% снижать сопротивление движению. Корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы. Кроме того, корабль сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.
В СССР серийно уже выпускались самолеты вертикального взлета и посадки. Всего было выпущено более 230 самолетов Як-38. Ему на смену должны были прийти Як-141. Однако в 2004 году программа была свернута. Самолет базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 ("Киев", "Минск", "Новороссийск", "Баку"), которые в свою очередь были проданы за рубеж.
Морская авиация в 2017 году получила модернизированный противолодочный самолет Ил-38Н. "Противолодочный самолет в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс "Новелла", который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолет с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причем с применением расширенной (по сравнению с базовым Ил-38) номенклатуры вооружений", – оценил новинку главком ВМФ России адмирал Владимир Королев.
Кроме разработок в области перспективных палубных самолетов, в настоящее время ведется работа по созданию новейшего корабельного вертолета. Как заявил ранее гендиректор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский, в первом квартале 2019 года компания представит результаты разработки эскизно-технического проекта перспективного палубного вертолета "Минога". Заместитель гендиректора "Вертолетов России" Александр Щербинин заявлял, что перспективный морской вертолет, разрабатываемый в рамках проекта "Минога", будет запущен в серийное производство примерно через десять лет. Ожидается, что новую машину также создадут и в десантной версии.