Предупреждение: следующие пять лет на Земле будут рекордно жаркими

Это приведет к резкому увеличению смертности – каждый "лишний" градус жары летом будет повышать число умерших людей на 5%

Отряд кораблей Северного флота пришел в Диксон

Корабли и суда встали на якорь на рейде порта

Объявлен состав наставников шоу "Голос 60+"

Четвертым наставником нового музыкального проекта "Голос 60+" для вокалистов старше 60 лет стал известный российский певец Лев Лещенко

Погода в Мурманской области 14-15 августа: похолодание

15 августа ожидается облачная с прояснениями погода, местами небольшой дождь. Ветер - северо-западный, западный, слабый. Температура воздуха: ночью +3+8°, днём +11+16°

ЦИК одобрил вопросы для референдума по пенсионной реформе, но его, скорее, не будет

Предлагаемая пенсионная реформа у подавляющего числа россиян вызывает отторжение. Не сомневаюсь, что в случае проведения референдума люди выскажутся против повышения сроков выхода на пенсию. Именно поэтому референдум проводиться не будет

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дат на август 2018 года

16 – День малинового варенья

Росатом планирует продлить сроки работы действующих атомных ледоколов до 36-40 лет

Специалисты выполнят работы, результаты которых будут нужны для определения возможности продления сроков службы трех действующих отечественных атомных ледоколов "Ямал", "Таймыр" и "Вайгач"

Астрономы предупредили о магнитной буре в августе

Магнитная буря первого уровня G1 по пятибалльной шкале накроет Землю 20 августа. Кроме того, согласно прогнозам, магнитосфера будет возбужденной 17 и 21 августа

В Мурманске началась загрузка ядерного топлива в энергоблок на плавучей АЭС

Плавучий энергоблок находится на площадке предприятия Росатома "Атомфлот" в Мурманске

Поздравляю мурманчан: художественный музей вновь пойдет в ногу со временем. Благодаря губернатору и ИСККРЕ

Комитет по культуре и искусству Мурманской области сообщает: «в 2017 году руководство музея приняло решение заказать новые часы». И это неправда, его заставили это сделать

17 июля – День авиации Военно-морского флота России

17 июля летчики российского Военно-морского флота (ВМФ) отмечают свой профессиональный праздник – День авиации ВМФ России.

Праздник был учрежден приказом Главкома ВМФ РФ адмирала Ф. Н. Громова № 253 от 15 июля 1996 года "О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности", а дата выбрана в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем.

17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 года четыре гидросамолета поднялись с авианосного судна "Орлица" Балтийского флота в воздух и вступили в бой над морем с четырьмя немецкими самолетами для защиты от ударов германских самолетов русской военно-морской базы на острове Сааремаа. В ходе боя, закончившегося полной победой русских морских летчиков, два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два обратились в бегство, российские летчики вернулись без потерь.

С момента зарождения самолетостроения в России делались попытки использовать аэропланы для нужд армии и флота. В 1909 году капитан Лев Мациевич на заседании Морского технического комитета в докладе "О типе морского аэроплана" изложил идею о возможности использования летательных аппаратов с кораблей. Он же разработал проект специального аэроплана с усиленным шасси для посадки на корабль. Весной 1910 года группа российских морских офицеров и нижних чинов была отправлена для обучения воздухоплаванию за границу.

История морской авиации вообще началась в 1910-1911 годах с создания первых гидросамолетов и успешного опыта взлета и посадки самолета на надводный корабль. В марте 1910 года французский инженер Анри Фабр совершил первый успешный взлет с воды на гидросамолете, а в августе 1911 года – первый полет на самолете-амфибии. Первый в России поплавковый самолет построил инженер Яков Гаккель в феврале 1911 года. Первый успешный взлет колесного самолета с палубы корабля был выполнен в ноябре 1910 года американским летчиком Юджином Эли с крейсера "Бирмингем"; он же в январе 1911 года осуществил первую успешную посадку самолета на палубу крейсера "Пенсильвания".

Для создания отечественного морского самолетостроения в 1911-1913 годах правительством России были закуплены самолеты за рубежом. Такие же самолеты в модифицированном виде потом строились на отечественных заводах.

Первыми корабельными самолетами стали гидросамолеты, спускаемые подъемным краном на воду для взлета и поднимаемые на корабль с воды после посадки: это объяснялось дешевизной и простотой исполнения такого способа организации полетов на море. В российском флоте впервые в мире еще в 1913 году было начато переоборудование пароходов в авиатранспорты.

Первые подразделения морской авиации в России были сформированы в составе Балтийского и Черноморского флотов в 1912-1914 годах. В 1915-1916 годах на вооружение поступили отечественные летающие лодки М-5 и М-9 Дмитрия Григоровича, отличавшиеся высокими для того времени летными характеристиками. К началу Первой мировой войны Россия имела 65 морских военных самолетов.

В ходе войны наряду с задачами дозора, разведки, целеуказания и корректировки артиллерийского огня морская авиация стала вести поиск подводных лодок, прикрывать корабли и пункты базирования, наносить бомбовые удары по морским и наземным целям. К 1917 году морская авиация ВМФ Российской империи насчитывала 269 гидросамолетов, летающих лодок отечественных конструкций и колесных истребителей иностранного производства.

Регулярные части советской морской авиации были созданы в 1918 году и принимали участие в Гражданской войне, взаимодействуя с кораблями и войсками в боях под Петроградом, на Балтике, Черном море, на реках Волге, Каме, Северной Двине и Онежском озере.

В 1920 году морская авиация была передана в Рабоче-крестьянский Красный Воздушный Флот (с 1924 года – Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии, ВВС РККА). С мая 1935 года по январь 1937 года морские ВВС входили в состав Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), затем вновь была переподчиненаы ВВС РККА. В 1938 году были созданы ВВС ВМФ, которые к началу Великой Отечественной войны (1941-1945) насчитывали около 2,5 тысячи самолетов. Из них были сформированы на каждом флоте (Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском и Северном) по две авиационные бригады и по несколько отдельных эскадрилий. Морская авиация в своем составе имела 45% истребителей, 25% самолетов-разведчиков, 14% бомбардировщиков и 10% торпедоносцев.

В начале Великой Отечественной войны советская морская авиация действовала в основном на сухопутных фронтах. В августе – сентябре 1941 года летчики Балтийского флота совершили восемь налетов на Берлин и другие объекты Германии. С 1943 года главные усилия морской авиации были направлены на уничтожение кораблей и морских транспортных средств противника. Всего на счету советских морских летчиков свыше 5,5 тысячи уничтоженных самолетов противника. От их ударов фашистская Германия и ее союзники потеряли 407 боевых кораблей и 371 транспорт с войсками и грузами, что составило около половины общих потерь врага от воздействия сил советского ВМФ. 241 авиатору было присвоено звание Героя Советского Союза, а пять человек удостоены его дважды.

В послевоенные годы морская авиация прошла перевооружение на реактивные самолеты, получила новые средства поражения – управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы, торпеды и ракеты с ядерными зарядами и другие. В 1960-1961 годах была ликвидирована минно-торпедная и истребительная авиация и созданы новые рода авиации – ракетоносная и противолодочная. С созданием советских авианесущих кораблей появилась палубная авиация.

В современной России морская авиация является родом сил Военно-морского флота, предназначенным для поиска и уничтожения боевых сил флота противника; прикрытия группировок кораблей и объектов флота от ударов противника с воздуха; уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет; ведения воздушной разведки; наведения на корабельные силы противника своих ударных сил и выдачи им целеуказания. Привлекается также к минным постановкам, радиоэлектронной борьбе (РЭБ), воздушным перевозкам и десантированию, поисково-спасательным работам на море. Основу морской авиации составляют самолеты и вертолеты различного назначения.

В 2017 году морскую авиацию ВМФ пополнили новые летательные аппараты, велось обновление имеющейся техники. Так, шла работа по перевооружению сил оперативно-тактической авиации берегового базирования морской авиации ВМФ на самолеты Су-30СМ, которые в дальнейшем станут их основным самолетом. В 2018 году продолжится работа по модернизации парка летательных аппаратов, имеющих значительные сроки службы. Это касается модернизации самолета Ил-38 в вариант Ил-38Н "Новелла" и обновления парка вертолетов Ка-27 на Ка-27М, который в ближайшем будущем составит основу противолодочных сил и сил целеуказания для корабельных группировок.

Ныне начальник морской авиации ВМФ России – Герой России, генерал-майор Игорь Кожин, с которым мне довелось много раз встречаться и взаимодействовать в годы, когда он служил на Северном флоте (1992-2010).


 

 


Назад