Фестиваль индийского кино в Мурманске

Открытие фестиваля состоится 25 мая. В 14:00 в сквере на улице Ленинградской начнется Праздник колесниц и выступления творческих коллективов

Владимир Спиваков привез в Мурманск молодых виртуозов

20 и 21 мая в 19:00 в Мурманской областной филармонии состоятся выступления Национального филармонического оркестра России во главе с Владимиром Спиваковым. В качестве солистов с оркестром выступят пианист Иван Бессонов (на фото) и виолончелистка Анастасия Кобекина

Погода в Мурманской области 21-23 мая: пока отопление не отключат

21 мая ожидается переменная облачность, местами дождь. Ветер – восточный, северо-восточный, ночью – слабый, днем – умеренный. Температура воздуха: ночью +1+6º, при прояснении заморозки до -2º, днем +5+10º, на юге до +13°

В 29-м туре чемпионата России по футболу может определиться вице-чемпион страны. Расписание игр

20 мая: Рубин – Анжи (19:00)

Глава Конституционного суда РФ Валентин Зорькин сделал серьезное предупреждение российским властям

Колоссальная разница в доходах россиян является дискриминацией и становится не только экономической, но и правовой проблемой

Чемпионат мира по хоккею: Словакия, 10-26 мая. Расписание игр

20 мая (понедельник): 17:15  Франция – Великобритания; 17:15  Швеция – Латвия; 21:15   Австрия – Италия; 21:15   Канада – Дания

Одна встреча в Мурманске. К 95-летию со дня рождения Булата Окуджавы

Нам удалось провести встречу Окуджавы с комсомольским активом Мурманска в областном театре кукол. Вот как это было

Чибис отказался отменять авиапарад, но зачем-то пообещал подумать над переименованием проспекта Ленина

Вот это уже несусветная глупость. Даже в «революционные» 90-е годы Мурманск не поддержал волну переименований – прежде всего из уважения к исторической памяти города

ИСККРА представляет календарь праздничных и памятных дней на май 2019 года

21 – День полярника

Северный флот вновь выручает жителей Кольского района: мост в Шонгуе через реку Кола будет восстановлен

Командующий флотом поручил подчинённым достать из реки повреждённые конструкции, разобрать, провести их дефектацию и ремонт. Работы будут проведены до середины месяца

Герои Арктики. Малоизвестные подвиги кораблей Северного флота

Самый сильный, обученный, вооруженный и "морозоустойчивый" флот России 1 июня отметил свой годовой праздник. Сегодня это военно-морское объединение – одно из мощнейших на планете. О малоизвестных или подзабытых кораблях моряков-североморцев, снискавших славу в минувшем веке, – этот материал.

Подлодка Д-3 «Красногвардеец»

Советская дизель-электрическая подводная лодка Д-3 "Красногвардеец" вписана в историю мирового мореходства как первая субмарина, совершившая подледное плавание. 5 февраля 1938 года лодка вышла в направлении дрейфующей полярной станции "Северный полюс-1". Экипаж должен был наладить радиосвязь между спасательными кораблями и дирижаблем "СССР-В6", которые спешили на выручку участникам экспедиции Ивана Папанина, изолированным на тающей льдине. Во время похода Д-3 посетила район острова Ян-Майен, став первой советской подлодкой, побывавшей в Западном полушарии. А 12 февраля она преодолела в подводном положении пятикабельтовую ледовую перемычку, отделявшую ее от "чистой" воды. Это сегодня российские атомоходы свободно ходят в Арктику, но 80 лет назад получасовой подледный рывок "Красногвардейца" стал настоящим подвигом. Такого до советских моряков не делал никто.

Д-3 воевала с первых дней Великой Отечественной, несколько раз участвовала в боевых походах. В одном из них, осенью 1941-го, экипаж "Красногвардейца" потопила и повредила несколько вражеских транспортов. В апреле 1942-го подлодку удостоили почетного звания "гвардейская", но носила его субмарина, к сожалению, недолго. В июне того же года она ушла в очередной дальний поход в Баренцево море и не вернулась. Д-3 "Красногвардеец" так и не нашли, лодка до сих пор числится пропавшей без вести. Место и обстоятельства ее гибели неизвестны.

Эсминец «Гремящий»

Гвардейский эсминец "Гремящий" за годы Великой Отечественной заработал репутацию самого героического и отчаянного корабля Северного флота. Он сражался с первых дней войны вплоть до января 1945-го, когда его отправили на капитальный ремонт. "Гремящий" выполнил более 90 боевых задач, прошел около 60 тысяч морских миль, отбил 112 атак авиации, сбил и подбил около 20 немецких самолетов, сопроводил 40 союзных и 24 советских морских конвоя, десятки раз вступал в артиллерийские дуэли с кораблями противника, обстреливал вражеские порты и береговые укрепления, повредил глубинными бомбами две вражеские подлодки и уничтожил одну.

Очередную победу "Гремящий" одержал 30 марта 1942 года. Эсминец в числе прочих кораблей сопровождал в Мурманск из Шотландии арктический конвой PQ-13 с грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. У входа в Кольский залив экипаж "Гремящего" обнаружил рубку подводной лодки противника, идущей прямо на союзные корабли. Эсминец первым встал между конвоем и вражеской субмариной, успевшей уйти под воду. На скорости 20 узлов "Гремящий" вышел на боевой курс и атаковал подводную лодку 12 глубинными бомбами. Вскоре на поверхность воды всплыли масляные пятна и обломки. По версии командования флота, эсминец уничтожил немецкую подлодку U-585. За ратные подвиги первый командир "Гремящего" капитан третьего ранга Антон Гурин в 1945 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

К-3 «Ленинский комсомол»

Первой советской атомной подводной лодке К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 не довелось побывать в боях. Однако вряд ли кто-нибудь усомнится, что экипажи этой АПЛ – герои. Первые годы становления советского атомного подводного флота – время проб и ошибок, технологии производства и обслуживания реакторов еще не были достаточно изучены и отработаны на практике. Служба моряков-подводников на принципиально новых кораблях была опаснее ремесла летчиков-испытателей. Катастрофа истребителя унесет жизнь одного пилота, гибель АПЛ – десятков (если не сотен) членов экипажа. А такие "мелочи", как лучевая болезнь, среди первопроходцев-атомщиков считались неизбежным злом, с которым приходилось мириться.

К-3 спустили на воду 9 августа 1957-го, а уже в 1961-м лодка отправилась на свою первую боевую службу в Атлантическом океане. Год спустя она совершила самый длительный на тот момент переход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды миновав точку Северного полюса. За этот поход высший офицерский состав К-3 удостоился звания Героев Советского Союза, а весь личный состав наградили орденами и медалями. За более чем 30 лет службы К-3 неизменно демонстрировала хорошие результаты, однако была, как говорят, "сырая". Мелкие поломки и неисправности в силовой установке считались рутиной. Но единственная серьезная авария на АПЛ произошла не по вине реактора.

8 сентября 1967-го во время боевого дежурства в Норвежском море на "Ленинском комсомоле" случился пожар. Загорелись первый и второй отсеки, где хранились торпеды. К счастью, взрыва удалось избежать, однако из-за задымления погибли 39 подводников. Лодка смогла своим ходом вернуться на базу. Вины экипажа в аварии не было. Как позже выяснило следствие, возгорание возникло из-за утечки огнеопасной жидкости – в системе гидравлики была бракованная деталь.

Крейсер «Александр Невский»

О большинстве подвигов экипажей кораблей Северного флота в годы холодной войны если и станет известно, то очень нескоро. Инциденты и конфликтные ситуации, возникавшие в море между двумя сверхдержавами, предпочитали держать в тайне и СССР, и США. Однако и в мирных условиях советским морякам-североморцам неоднократно приходилось действовать быстро и решительно. Боевую выучку не раз демонстрировал экипаж легкого крейсера "Александр Невский" проекта 68-бис (на фото), вступившего в состав ВМФ накануне нового, 1955 года. Корабль отправлялся в дальние походы в Атлантику и Арктику, представлял родной Северный флот на военно-морских парадах, получал оценку "отлично" на многочисленных маневрах и учениях.

Но больше всего он знаменит тем, что неоднократно приходил на помощь соотечественникам, оказавшимся в беде. 26 марта 1958-го моряки "Александра Невского" спасли в штормовом море девять человек с потерпевшего крушение противолодочного гидросамолета Бе-6. Крейсер добрался до места в самый последний момент – аварийный плот экипажа самолета уже почти ушел под воду. Несколько месяцев спустя "Александр Невский" помог экипажу сейнера, потерпевшего крушение в десятибалльный шторм. В 1967-м буксировал аварийный крейсер "Адмирал Головко". Во время спасательной операции корпус "Александра Невского" дал трещину от нагрузки, и корабль пришлось отправить в ремонт. А уже в феврале 1972-го он устремился на помощь аварийной подлодке К-19 с подменным экипажем. В Гренландском море корпус "Александра Невского" вновь треснул, не выдержав удара волн. Но крейсер выполнил боевую задачу и добрался до К-19 в срок.

 


Назад